Сайт учителя биологии

С утра у Хрустика было чрезвычайно деятельное настроение. Он проснулся в пять утра, тщательно умылся, прибрал свою клетку и принялся за работу. Дело в том, что в его мохнатую голову пришла блестящая идея: не просто наблюдать за тем, что делает профессор Кочерыжкин, но и самому заняться исследовательской деятельностью. 

Вчера Хрустик аккуратно записал все указания, которые давал профессор своим ученикам во время подготовки эксперимента.

Итак, с чего начать, приступая к исследованиям?

- Первое и самое главное – определите для себя: зачем вы собираетесь это делать, – сказал профессор. И добавил:  - Хорошо бы это правило перенести из лаборатории на любой ваш поступок в жизни…

Ответы у ребят были разными:

- Я хочу быть исследователем, - сказал один.

- А я хочу больше узнать о поведении крыс, - сказал другой.

- Я хочу получить пятерку по биологии!

- Прекрасно! – улыбнулся профессор, значит, у каждого из вас будет своя цель работы:

 у первого – овладение основными методами исследований;
 у второго – изучение особенностей поведения животных в лабораторных условиях;
 у третьего – повышение уровня знаний по биологии.

 - Хочу узнать, какие блюда являются любимыми у разных членов моей семьи, - ответил Хрустик на главный вопрос своих исследований. - Значит, целью моей работы будет изучение вкусовых предпочтений крыс внутри одной семьи.

Есть предположение, что раз мы все родственники, то и любимые блюда у нас будут одинаковыми.

Такое непроверенное высказывание профессор Кочерышкин вчера назвал красивым словом гипотеза.

Чтобы ее проверить, я сделаю по порядку следующее.

  1. Получу согласие от каждого члена семьи о готовности участвовать в эксперименте.
  2. Приготовлю завтрак из разных блюд, например, из пшеницы, молока, сухариков, моркови, сыра и конфеты.
  3. Буду приглашать членов моей семьи подойти к столу по отдельности “для чистоты эксперимента”, так как младшие братья просто будут повторять за старшими или стесняться стащить конфету в первую очередь под строгим взглядом папы.
  4. Задокументирую выбор каждого на фото или видео и отмечу все в лабораторном блокноте.
  5. Повторю “экспериментальный завтрак” несколько раз для достоверности результатов.

Все эти действия профессор назвал задачи.

После проведения эксперимента я обработаю полученные результаты, оформлю их в таблицу и сделаю вывод. Профессор говорит, что вывод – это развернутые ответы на вопросы:
- подтвердилась ли гипотеза?
- достигнута ли цель?

Потом я обязательно представлю результаты своей работы на семейной конференции.

Все готово к эксперименту, стол накрыт. На нем изобилие блюд: конфета, сыр, сахар, морковка, пшеница, сухарики и даже сосиска. Первой проснулась мама. Хрустик, затаив дыхание, настроил фокус фотокамеры. Мама-крыса зевнула, почистила шерстку, подошла к столу и выбрала…

Друзья мои, мы не будем мешать Хрустику проводить его замечательный эксперимент. Я предлагаю вам провести свой, изучить вкусовые предпочтения домашних питомцев - кота, собаки, хомячка или кого-то другого - и, получив результаты, представить их в классе. Желаю успехов!

  

Вот листочек из блокнота Хрустика:

Гипотеза – утверждение, требующее проверки.
Цель – ответ на вопрос, зачем проводится исследование.
Задачи – конкретные действия, которые нужно предпринять для достижения цели.
Выводы – развернутые ответы на вопросы, подтвердилась ли гипотеза, достигнута ли цель.   

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.