Сайт учителя биологии

Приветствуем участников I этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Ребята, перед вами задания, требующие глубоких знаний и вашей смекалки. Внимательно прочитайте их и приступайте к выполнению. Желаем удачи!

Задание 1. Выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Питание характерно:

а) только для растений;
б) только для животных;
в) для всех живых организмов;
г) для растений, животных и грибов.

2.Наиболее распространенное вещество в клетке – это:

а) вода;
б) кислород;
в) углекислый газ;
г) глюкоза.

3. Хлоропласты служат для:

а) питания;
б) дыхания;
в) накопления запасных веществ;
г) расщепления продуктов распада.

4. Ядро в клетке отсутствует у:

а) животных;
б) растений;
в) бактерий;
г) грибов.

5. Основным признаком, отличающим животных от растений, является:

а) подвижность;
б) тип питания;
в) способ выделения веществ;
г) тип симметрии.

6. Для получения питательных веществ растениям необходимы:

а) свет и вода;
б) свет, вода и углекислый газ;
в) свет, вода и кислород;
г) свет, вода, углекислый газ и микроэлементы (магний, фосфор и др.).

7. Цветок – это:

а) видоизмененный побег;
б) яркий венчик;
в) часть стебля;
г) будущий плод.

8. Травы отличаются от деревьев и кустарников тем, что имеют:

а) несколько стволиков;
б) зеленые листья;
в) зеленые сочные стебли;
г) яркие цветки.

9. Почва – это:

а) горная порода;
б) верхний плодородный слой земли;
в) перегной;
г) все перечисленное верно.

Задание 2. Выберите все верные ответы.

1. Главными частями ветка являются:

а) лепестки;
б) тычинки;
в) цветоложе;
г) пестики;
д) цветоножка;е) чашелистики.

2. Гетеротрофный тип питания имеют:

а) опенок;
б) сосна;
в) медведь;
г) ландыш;
д) человек;
е) хламидомонада.

3. Естественными природными сообществами являются:

а) парк;
б) болото;
в) поле пшеницы;
г) сад;
д) лес;
е) разнотравный луг.

4. Факторами неживой природы считают:

а) солнечный свет;
б) ветер;
в) паразитизм;
г) влажность;
д) хищничество;
е) особенности рельефа.

5. Признаки, характерные как для животных, так и для растений:

а) при дыхании поглощение кислорода;
б) наличие прочной клеточной стенки;
в) размножение;
г) обмен веществ и энергии с внешней средой;
д) поглощение готовых органических веществ в процессе питания;
е) рост в течение всей жизни.

Задание 3. Выберите номера верных утверждений.

  1. Все растения имеют цветки.
  2. В каждой клетке имеется ядро.
  3. Белки – основной строительный материал в клетке.
  4. Почка – это будущий побег растения.
  5. Мочковатая корневая система представлена только боковыми корнями.
  6. В состав клеток входят только органические вещества.
  7. ДНК - это органическое вещество, несущее наследственную информацию о признаках организма.
  8. Без нуклеиновых кислот клетка и организм не могут существовать.
  9. Растения не поглощают, а только выделяют кислород.
  10. Взаимодействие осины и подосиновика взаимовыгодное.

Задание 4. Вставьте пропущенные термины.

  1. Орган растения, основной функцией которого является воздушное питание, называется …
  2. Каждая клетка растения имеет плотную прозрачную…
  3. Побегом называют стебель с расположенными на нем …и …
  4. Неклеточные формы жизни – это …
  5. Части тела, специализированные по функциям – это…

Задание 5. Письменно ответьте на вопрос.

  1. Удаление многих ненужных организму веществ у животных осуществляется через выделительную систему. А как и что выделяют растения?
  2. Могут ли на грядке семена взойти корешками вверх, если их посеять как попало? Почему?
  3. Между двумя учениками на перемене возник спор. Коля сказал, что между грибами и насекомыми не существует никаких связей, так как они принадлежат к разным царствам. Миша утверждал, что такие связи имеются. Кто из них прав? Ответ аргументируйте.

Задание 6. Решите логические задачи.

1. В витрине продовольственного магазина представлен ассортимент круп:

А – манная;
Б – перловая;
В – геркулес;
Г – пшено.

Из предложенного списка выберите соответствующие культуры, из которых были получены эти крупы:

1 – ячмень;
2 – овес;
3 – пшеница;
4 – просо.

2. В стихотворении С.Михалкова «Овощи» говорится:

«Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

Петрушку и Свеклу. Ох!»

Какие органы растений использует хозяйка для приготовления пищи?

Картофель__________________

Капуста____________________

Морковь___________________

Горох______________________

Петрушка__________________

Свекла_____________________

Ох_________________________

Примечание: у некоторых растений можно использовать несколько органов.

3. Какие животные (растения) и как используют в своей жизнедеятельности принципы, лежащие в основе использования ниже предложенных предметов?

ПАРАШЮТ

ШПРИЦ

КЛЕЙ

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.