Сайт учителя биологии

 3.1. Лабораторный практикум

Задания лабораторного практикума на федеральном и Заключительном этапе Всероссийской олимпиады направлены, прежде всего, на выявление навыков работы с лабораторным оборудованием и оптическими приборами, работу с живыми объектами, приготовление биологических образцов к изучению, постановку и планирование эксперимента. Тренировочные занятия при подготовке к практическому туру разрабатываю, исходя из имеющейся материальной базы лицея. Главное на таких занятиях дать ребятам свободу творчества, возможность работать руками, приобретать следующие важные умения и навыки:

  1. работа с лабораторным оборудованием и оптическими приборами (понимание назначения, грамотный выбор, настройка и манипулирование, знание основных правил техники безопасности);
  2. элементарные навыки первой медицинской помощи;
  3. приготовление биологических образцов для изучения (изготовление препаратов растений и животных, оформление коллекционных образцов, знание правил сбора и хранения материала);
  4. экскурсионные навыки (представление о биоразнообразии Кемеровской области, умение узнавать и определять биологические объекты, биологическая характеристика объекта, правила техники безопасности во время экскурсии и этические нормы поведения);
  5. навыки исследовательской деятельности в биологии: представление о методах исследований, представление о грамотной регистрации наблюдений;
  6. элементарные общенаучные навыки (работа с литературными источниками, основные принципы обработки материала и анализа полученных данных, умение оформлять и представлять результаты своих исследований).

Для формирования этих навыков, я составляю задания, выполнить которые можно, только проведя практические действия. Привожу основные типы заданий, которые использую на практическом туре.

Задание 1. Составьте описание биологического объекта (природного биогеоценоза по фотографии, млекопитающего по чучелу или черепу и др).

Задание 2. Приготовьте препарат биологического объекта (кожицы лука, среза листа, дрожжей и др.) с использованием необходимого оборудования.

Задание 3. Определите предложенные гербарные образцы или коллекционный материал животных, используя определитель.

Задание 4. Проведите опыт, демонстрирующий то или иное биологическое явление (обмен веществ у дрожжей, образование крахмала на свету, осмотические явления в клетке и др.).

Задание 5. Проведите опыты, доказывающие наличие определенных свойств предложенного биологического объекта (ферментативная активность слюны и др.).

Задание 6. Определите строение предложенного биологического объекта (спил ветки дерева, поперечный срез листа и др.).

Задание 7. Выберите из группы объектов те, которые можно объединить по каким-либо признакам. (из группы растения одного семейства, насекомых одного отряда и др.).

Задание 8. Окажите первую медицинскую помощь (при венозном кровотечении, артериальном кровотечении, переломе определенной кости и др.).

Задание 9. Запланируйте эксперимент (по изучению суточной активности определенного животного в природе, по изучению миграции определенного вида рыб и др.).

Задание 10. Определите условия, в которых живет предложенный биологический объект (фотография животного, комнатное растение и др.) Какие приспособительные черты выработались у него в процессе эволюции?

3.2. Летняя биологическая практика

Считаю самым продуктивным и интересным способом применения полученных знаний летнюю биологическую практику. Сидя за большим количеством книг, за партой или за компьютером ученик может упустить самое главное – радость от общения с природой, умение видеть ее удивительную гармонию и неповторимую красоту.

Погружаясь в природу, ребята превращаются в активных исследователей. Они анализируют увиденное, делают рисунки, заполняют флористическую и фаунистическую странички с указанием видов растений и животных нашего края, особо отмечая редкие виды.

Юные исследователи получают удовольствие от своей деятельности, проявляя творческие способности в оформлении результатов практики (стихотворные отчеты, коллажи, высокохудожественные зарисовки).


Рис. 7. Занятия в полевых условиях.

Практика на озере Большой Берчикуль
Рис. 8. Практика на озере Большой Берчикуль.

Подготовка к практике не менее важна, нежели сама практика. В апреле ученик выбирает наиболее интересную для него тему научно-исследовательской работы. Иногда для ее выполнения группа учащихся объединяется в команду и выполняет общий проект. По итогам практики мы проводим конференции, на которых юные исследователи рассказывают о проведенной ими работе, отвечают на вопросы коллег. Привожу темы исследовательских работ, вызывающие наибольший интерес у обучающихся.

  • Особенности жизненного цикла таежного клеща. Меры профилактики его укуса.
  • Трофические связи шмелей с цветковыми растениями.
  • Кровососущие насекомые: особенности размножения и развития.
  • Различные типы повреждения листьев насекомыми-вредителями.
  • Суточная активность муравьев на примере одного муравейника.
  • Взаимоотношения муравьев между собой и с другими животными.
  • Применение лекарственных растений в профилактических целях. Общеукрепляющие и тонизирующие сборы.
  • Механизмы воздействия лекарственных препаратов на организм человека.
  • Ядовитые растения.
  • Растения паразиты.
  • Растения хищники.
  • Морфологические особенности листьев ксерофитных растений.
  • Морфологические особенности растений водоемов.
  • Причины и характер изменения листовой пластинки на одном растении.
  • Приспособления хвойных растений к среде обитания.
  • Лишайники – симбиотические организмы. Различные типы слоевища лишайников.
  • Приспособления растений для распространения плодов и семян.
  • Значение соцветий. Различные типы соцветий.

Помимо индивидуальных исследовательских тем, программа практики предусматривает:

  • Проведение экскурсий в различные биотопы.
  • Изучение флоры и фауны района
  • Ознакомление с латинской терминологией.
  • Приобретение навыков работы с определителем.
  • Характеристика основных отрядов насекомых, семейств растений.
  • Сбор, хранение коллекционных материалов в полевых условиях.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.