Сайт учителя биологии

Глубокая теоретическая база знаний формируется годами постоянного интеллектуального труда. Биологическая наука настолько обширна и многогранна, что и учитель порой затрудняется найти решение на то или иное задание. Я не стесняюсь признаться в том, что многого еще не знаю, что постоянно учусь вместе с ними, своими учениками, удивляюсь и открываю для себя новые факты. Постепенно радость открытия охватывает и моих учеников.

Невозможно, да и не нужно знать все. Главная цель наших занятий не выдать и запомнить как можно больше информации, а научиться думать, сомневаться, анализировать и систематизировать этот поток информации у себя в голове; добиться того, чтобы в дальнейшем каждая новая «порция» знаний встраивалась и объединялась с остальными, формируя прочную систему знаний. Выработка и шлифовка таких качеств, как пытливость ума, научный скептицизм, логичность рассуждений поможет не только при изучении биологии. С чего же начать?

2.1. Определение фронта работы

Чтобы решить одну большую задачу, необходимо разделить ее на составляющие части и постепенно решать каждую из них. Не «захлебнуться» в потоке информации помогает разложение биологии на отдельные «полочки», а затем подробное их освоение.

Ученики сами пытаются классифицировать разделы биологии, а, в целом, получается следующий фронт работы:

Ботаника, Зоология, Микробиология, Анатомия и физиология человека, Гистология, Молекулярная биология, Цитология, Генетика, Селекция, Эволюционное учение, Экология. (именно эти разделы рассматриваются в олимпиадных заданиях; многие их них включены и в школьную программу)

Ботаника, в дальнейшем, конкретизируется нами до блоков:

  • низшие растения (особенности строения, классификация, характеристика отделов, многообразие, циклы развития типичных представителей);
  • грибы (общие признаки царства, характеристика отделов, строение и размножение типичных представителей);
  • лишайники (особенности внешнего и внутреннего строения, классификация, специфические характеристики);
  • высшие растения (особенности строения, классификация, многообразие, циклы развития типичных представителей);
  • анатомия и физиология высших растений (ткани растений, вегетативные и генеративные органы).

Увидев и оценив детально все разделы предмета, ученик определяет для себя две очень важные вещи: во-первых, биология не бесконечна и не хаотична, во-вторых, есть разделы, неплохо усвоенные, а есть те, с которыми нужно поработать. Конечно, разделы нельзя изолировать друг от друга, они взаимно проникают и дополняют друг друга, но, имея схему, легче определить наиболее проблемные области и проработать их.

При решении задач теоретического тура, мы столкнулись с тем, что довольно часто требуется знать название узкоспециализированной науки. Пусковым моментом для поиска стала «помология», на которой споткнулись участники городской олимпиады. Что за наука? И вот мы стали искать такие термины все вместе. Сейчас в нашей копилке уже более сорока замысловатых названий наук (прил. 2), но, обращаю Ваше внимание, именно процесс их поиска и накопления может превратиться в увлекательную азартную игру.

2.2. Формы проведения занятий

Лекции-беседы - привычный для ребят способ получения информации. Однако лекции для небольшой группы заинтересованных детей отличают темп, сложность, обилие специальной терминологии. Читая курс лекций, опираюсь на следующие принципы:

  • при подготовке к лекции использовано несколько источников информации (на них ссылки);
    изложение материала логично и доступно;
  • все, что можно нарисовать, нарисовано или выложено в схему;
  • высокий темп;
  • максимальное использование биологической терминологии;
  • эмоциональная окраска;
  • постоянная активация мозговой деятельности вопросами, диалогами, полилогами.

В качестве примера использования последнего принципа приведу небольшой отрывок из лекции по теме Покровы животных.

«…У млекопитающих кожные железы образованы из эпидермальных зачатков, погрузившихся в толщу дермы. (Какая структура кожи образуется подобным образом? Ответ: волос, некоторые виды чешуи)
К кожным железам относят потовые, сальные и пахучие железы. Они играют важную роль в жизни млекопитающих. (Какую? Ответ: обеспечивают терморегуляцию, защиту кожи от повреждений и высыхания, обеспечивают выведение из организма продуктов обмена веществ, обеспечивают вскармливание детенышей молоком, привлечение партнера, защиту от врагов).

Есть еще одна функция желез, про которую не пишут большинстве учебников. (?) Невероятно, но факт: обнаружили, что клетки железистого эпителия при потоотделении выделяют вазоактивный пептид брадикинин! Биологически активное вещество!

Рассмотрим строение каждого типа желез. Секрет потовых желез – пот – содержит 98% воды и 2% сухого остатка, который состоит из органических и неорганических веществ (мочевина, мочевая кислота, аммиак и др.)

Потовые железы по своему строению являются простыми трубчатыми. Они состоят из длинного выводного протока и не менее длинного концевого отдела, закрученного в виде клубочка. Диаметр клубочка около 0,3-0,4 мм. Концевые отделы располагаются в глубоких частях сетчатого слоя дермы на границе его с подкожной клетчаткой, а выводные протоки открываются на поверхности кожи так называемой потовой порой.

Строение потовых желез
Рис. 3 Строение потовых желез.

По механизму секреции потовые железы подразделяются на эккриновые (мерокриновые) и апокриновые. (Вспомним, что это за типы секреции) Разновидностью апокриновых потовых желез являются железы век и железы, выделяющие ушную серу (Как они называются ? Ответ: церуминозные железы).

Потовые железы обильны у приматов и копытных, слабо развиты у собачьих, кошек, зайцеобразных и грызунов, а у китообразных, ленивцев и ящеров они вообще отсутствуют. (Попробуйте объяснить эти факты.) …»

Вопросы по ходу лекции не уводят от темы, а закрепляют и подтверждают сказанное. Иногда ребята не могут ответить сразу. Вопросы записывают маркером на полях, уходят с ними домой, обсуждают с родителями, ищут информацию в сети интернет, придумывают умопомрачительные собственные гипотезы. Мое золотое правило – никогда не давать готового правильного ответа на свои вопросы.

Другой формой проведения занятий, которую я использую довольно часто, является разбор олимпиадных заданий разного типа. Здесь я уделяю особое внимание не столько на сам ответ, сколько на пути его нахождения. Причем на один и тот же ответ можно выйти, используя разные методы решения. Здесь я приведу основные способы решения некоторых олимпиадных заданий.

  • Способ решения от противного – предположим, что это не так…
  • Методом исключения – 100%, что не данный ответ, тогда остается…
  • Подкрепи примером – если сомневаешься, найди факт
  • Проведение аналогии и сравнения с общеизвестными данными, и др.

Повышенное внимание при решении задач уделяется словам «все», «никогда», «всегда», «обязательно». Особое почтение частице «не».

Использование теста как формы для быстрой проверки знаний очень широко используется в педагогической практике. Вместе с тем у учителя нет удобного инструмента для создания и проведения теста. Инновационной формой проверки знаний стала разработанная в лицее тестирующая система. Автор разработки – учитель информатики лицея Д.Ю. Титоров. Созданная тестирующая система ориентирована на использование в сети интернет, она интегрирована в систему Электронный журнал. Вопросы аутентификации пользователя, шаблоны оформления решаются средствами Электронного журнала. Я захожу в Электронный журнал с правами учителя и вношу задания для своих ребят. В модуле можно использовать задания четырех типов: выбор одного правильного ответа, выбор нескольких правильных ответов, определение верности суждения и ввод термина. Каждому вопросу можно назначать различную цену и при необходимости добавить изображение.

При создании теста можно задать его тип. Тренировочный тест можно выполнять неоднократно, он служит для ознакомления учащихся с уровнем сложности заданий, для самопроверки знаний у учащихся. Проверочный тест дается для однократного выполнения учеником. Он, как правило, проводится на занятии и на его выполнение отводится фиксированное время.

Использование такого сервиса дает ученику большую свободу при подготовке к занятиям, тесты можно решать дома. Учитель в свою очередь получает удобный инструмент для быстрой проверки знаний учащихся.

2.3. Расшифровка «секретных материалов»

Работа со специальной биологической терминологией иногда напоминает расшифровку секретных донесений «Юстаса Алексу». Помню, как однажды мы заучили фразу из учебника, чтобы шокировать ею одноклассников: «рецессивный аллель только тогда фенотипичен, когда генотип гомозиготен» Мы еще тогда не изучали генетику, и нам она казалась очень непростой. А ларчик просто открывался…

Большинство из терминов образовано с использованием морфем латинского и греческого происхождения. Поэтому я уделяю много времени изучению словообразования. Для закрепления предлагаю ребятам упражнения следующих типов.

Переведите с «биологического» языка на русский термины: «цитоплазма» - клеточная жидкость, «ризоподы» - корненожки, и др.

Переведите с русского на «биологический»: двусторонний – «билатеральный», окрашенные тельца – «хромосомы» и др.

Приведите примеры терминов, включающих словообразовательную морфему «пери-» («эндо-», «-плазма» и др.). Что они обозначают? Периферия – окраина, перифитон – обрастание, перикард – околосердечная сумка, перидерма – пробка. Следовательно, пери- имеет значение в сложных словах – «около», «далеко от центра»

Составьте биологические термины, используя пары морфем: «петро-» и «фито-», «эмбрио- и «генезис-» и др. Что они обозначают? Петрофиты, организмы поселяющиеся на камнях; эмбриогенез, зародышевое развитие.

Что объединяет биологические термины цефалоподы, ризоподы, параподии, экзоподит, протоподит, максиллоподы и место для показа моды – подиум? «Пода» - нога и т.д. Многие словообразовательные морфемы вы найдете в Приложении № 3.

Иногда «засекречено» одно только слово в задании, и оно становится затруднительным. Например, при выполнении задания, где нужно было выбрать названия гетерохламидных (!) цветков, у многих возникли проблемы. На самом деле, все оказалось очень просто – синоним гетерохламидному цветку является цветок с двойным околоцветником. Задание решается в два счета. При изучении терминов мы всегда стараемся находить и их синонимы. На листе бумаги напечатаны пары синонимичных терминов в таблице 1.

Табл. 1. Термины-синонимы.

термины

синонимы

Альгология

Фикология

Бластопор

Первичный рот

Диартроз

Сустав

Для тренировки, я предлагаю ребятам следующую головоломку: разрезаю таблицу на отдельные графы и предлагаю моим гениям составить пары самостоятельно. Уровень сложности выполнения такого задания легко регулировать, изменяя количество и состав синонимов, регламентируя время на выполнение задания, добавляя термины без соответствующей пары. Поиск синонимов идет параллельно нашим занятиям, ребята находят все новые и новые пары, делятся ими друг с другом. В приложении № 4 я предлагаю коллекцию наших синонимов.

2.4. Добавить «изюминку»

Сделать все занятия непохожими друг на друга очень сложно. Да и надо ли? Но внести в них яркий момент, «изюминку» иногда удается совершенно случайно, импровизируя, экспериментируя. В этом разделе я с радостью поделюсь некоторыми находками, которые запомнились ребятам надолго и, уже, будучи выпускниками, они напомнили мне о них.

Изучаем скелет птицы. Используем рисунки, таблицы, муляжи… Непонятно, скучновато! Учитель: «Вспомните, у курицы (когда кушаете окорочок) такая тоненькая косточка…» Ответ: «Наталья Павловна, зачем Вы так дразните? Сейчас бы сюда этот окорочок!» «Договорились!» На следующее занятие ребята принесли отварную курицу и, вымыв руки и сервировав красиво парту, с великим интересом детально изучали все косточки принесенного объекта.

Апокарпные и ценокарпные плоды было бы изучать трудновато, если бы на столе не лежали принесенные банан, киви, яблоко, хурма, виноград, груша, персик, апельсин, гранат, грецкий орех, арахис и другие плоды. Мне всегда приятно наблюдать с каким изумлением ребята смотрят на обычные для них продукты, спорят и удивляются, что раньше не замечали этого.

Одной из сложных тем общей биологии можно назвать Фотосинтез. Удивительным способом закрепления материала стал кукольный спектакль по сценарию и режиссуре ребят, они же изготовили и самих кукол. Фантазия и творческие идеи привели к тому, что электроны превратились в Элвиса, а протоны – в Пресли! В счастливом финале частицы объединяются. Осталось упомянуть, что весь спектакль написан в стихах и сопровождается музыкой.

Фрагмент спектакля
Рис. 4. Фрагмент спектакля

Режиссеры, сценаристы, актеры
Рис. 5. Режиссеры, сценаристы, актеры

Правила оказания первой помощи изучались нами, используя все необходимые атрибуты и медикаменты. С необыкновенным усердием ребята «спасали» друг друга, накладывая шины, повязки на головы, руки и ноги. Неожиданным финалом моего занятия стало то, что «потерпевшим» очень понравился их образ, и они, добавив соответствующие гримасы и байки, всей гурьбой вышли на перемену. День был выбран удачно – первое апреля.

Инновационной формой работы стала наша разработка и публикация «Учебного терминологического словаря-справочника по анатомии и физиологии человека». Столкнувшись с проблемой отсутствия полного справочника, включающего объяснение терминов по всем темам анатомии и физиологии человека, мы решили создать такое пособие самостоятельно. Составители собрались за круглым столом, обсудили содержание пособия, наметили план работы и распределились на группы по выбранным темам. Затем в течение месяца накапливали материал, уточняли данные по разным источникам литературы, проводили набор и верстку текста. Получив, наконец, в руки продукт собственного исследовательского труда - достаточно внушительную брошюру, где на первой странице были их фамилии (!), юные авторы имели полное право для гордости и радости. Они брали друг у друга автографы и с энтузиазмом распространяли свой словарь другим ученикам.

Обложка терминологического словаря-справочника
Рис. 6. Обложка терминологического словаря-справочника.

Сейчас появилась уникальная возможность продолжить такую работу в режиме электронной версии словаря, используя новую разработку творческой группы ребят из класса информационных технологий под руководством учителя информатики лицея Д.Ю.Титорова.

В сети интернет размещается web-сервис, в котором каждый желающий может просматривать описанные термины по какой-нибудь теме. После регистрации посетитель может самостоятельно формировать словарь, добавляя новые термины. Другие участники проекта могут писать ему электронные письма, обмениваться идеями. В сервисе можно регистрировать неограниченное количество пользователей (учеников и учителей), создавать неограниченное количество словарей по различным темам.
Чем интересна данная форма работы? Во-первых, она позволяет ученикам быстро повторить пройденный материал, выделяя в нем содержательные единицы. Для словаря подходят далеко не все слова, используемые на уроке. В словарь попадают определения, обозначающие предмет или явление, либо термины, описывающие процесс. Этим словам, как правило, требуется этимологический анализ. Во-вторых, в сервисе к каждому термину учитель может добавить комментарий, высказать свое отношение. Между учителем и учеником выстраивается диалог, что придает работе особую значимость.

При всей содержательности он может быть в несколько шутливой форме, добавляя к работе эмоциональную окраску. В-третьих, составление словаря добавляет в процесс обучения элемент соревнования. Так как два ученика не могут описать один и тот же термин, приступая к работе, каждый участник проекта должен посмотреть, что уже сделано до него. Между учащимися начинается соревнование, кто найдет и опишет больше слов. Они с азартом ищут новые неисследованные термины, что делает процесс обучения более эффективным. В-четвертых, в электронном сервисе «одним щелчком» можно получить статистику, сколько терминов описал каждый ученик, выполнить поиск по ключевому слову, что невозможно в его бумажном варианте. К тому же сервис располагается в сети интернет, поэтому доступ к нему открыт для любого желающего.

2.5. Осторожно – перегрузки!

Олимпиада требует проведения большого количества времени за компьютером, микроскопом и за книгами, она связана с серьезными эмоциональными переживаниями. Это нагрузка на глаза, опорно-двигательную и нервную системы организма.

Теперь учитель становится своеобразным тренером. Он должен контролировать нагрузку, создавать наилучшие условия для подготовки, повышать уровень знаний постепенно, избегая перегрузок.
В своей работе я придерживаюсь позиции, что нет таких знаний, которые приобретаются ценой здоровья ребенка. Поэтому ненавязчиво, но очень внимательно слежу за состоянием здоровья своих учеников, выявляю первые симптомы переутомления, консультируюсь и советуюсь с классными руководителями и родителями. Родители, как правило, с нами «в одной упряжке».

Не секрет, что положительный эмоциональный настрой и азарт приобретения чего-то нового значительно снижают степень утомляемости, повышают уровень достижений. Как важно было для меня слышать слова Людмилы Андреевны Бобриневой: «Наташа, у тебя все получится. Я в тебя верю!» Я готова была свернуть горы!

Нацеливать ребят на победу и формировать спокойную уверенность в себе – задача, которая красной ниточкой проходит через все мои занятия с ними. Победа – это не только призовое место. Преодолеть собственный страх, тревогу, научиться контролировать эмоциональное напряжение, концентрировать волю – вот она настоящая победа! А крепкая дружба, рожденная и проверенная в процессе подготовки и выступлений – хороший бонус!

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.