Сайт учителя биологии

1.1. Формирование команды

На первом этапе важно среди большого количества учеников увидеть именно тех, кто по-настоящему увлечен биологией, кто обладает незаурядными способностями и сильным характером, кто готов тратить большое количество времени и сил для достижения поставленной цели.

Чтобы увидеть каждого ученика индивидуально, я предлагаю им принять участие в первом (лицейском) этапе Всероссийской олимпиады по биологии. Предлагаю Вашему вниманию положение о ее проведении. (прил. 1)

1.2. Организация и проведение занятий

Подготовка к олимпиаде, на мой взгляд, не может проходить в форме обычных урочных занятий, на которые ребята должны приходить со звонком. Эти занятия особые, на них создается неповторимая атмосфера интеллектуального азарта, куда ученики спешат после уроков, где каждый чувствует себя комфортно. Именно здесь шлифуется «бойцовский характер» участников, формируется команда.
После того, как команда определена, начинается работа в разновозрастной группе, состав которой не должен превышать 5-6 человек. Оптимальный вариант – трое. Индивидуальные консультации имеют большой «коэффициент полезного действия», поэтому с каждым участником мы разрабатываем индивидуальную программу (план) его самостоятельных занятий, планируем траекторию его развития.
Чтобы осуществить коллективное дело, необходимы три важные составляющие: общая идея, организатор и место для сборов.

Место проведения. Помню, как меня переполняла гордость от того, что я одна из класса имею свободный вход в лаборантскую нашего учителя Симутенко Нины Тимофеевны, могу самостоятельно брать там книги, читать их во время перемены. А еще мне давали смотреть домой учебные диафильмы! В этом что-то есть.
Большая часть занятий проходит в лаборантской кабинета биологии, где мы сидим вокруг стола, а во время перерыва (который мы устанавливаем сами) пьем чай. Я против «посиделок за столом» с учениками, но … очень уж всем кушать хочется! Часто занятия проходят и в учебном кабинете, но в свободной обстановке, где можно вставать, ходить, заниматься за компьютером и др. Интересно проходят занятия в полевых условиях во время прохождения летней практики.

Время проведения. Оптимальное время выбирается в дни наименьшего количества уроков, после основных занятий. Перед выступлением на олимпиадах высокого уровня ученики переводятся на график свободного посещения учебных занятий. Периодичность занятий и интенсивность нагрузки напрямую зависит от … времени года! Привожу годичную циклограмму, традиционно сложившуюся в моей работе.

1.3. Циклограмма занятий на учебный год

Сентябрь
Занятия проходят 1 раз в неделю. Присутствуют все желающие.
Тематика: обобщение, повторение общих принципов и закономерностей биологической науки, знакомство с микроскопом, техникой работы на нем, проведение простейших практических работ.

Октябрь
I (лицейский) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Занятия проводятся дважды в неделю. Присутствуют победители лицейской олимпиады по биологии.
Тематика: разбор заданий лицейского тура (на такие занятия приглашаются все участники), планирование индивидуальной траектории движения каждого участника, определение «проблемных» областей биологии, подборка учебников и дополнительной литературы и т.д.

Ноябрь-декабрь
Групповые занятия проводятся дважды в неделю, индивидуальные консультации – один раз в неделю.
Тематика: разбор заданий городского и областного этапов биологической олимпиады разных лет, лекции по ботанике и зоологии (эти разделы не изучаются на лицейских уроках), работа с коллекциями, гербарием, определителями, проведение лабораторных работ.
II (городской) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Январь
Занятия проходят на каникулах по согласованию с учениками и родителями, далее встречаемся через день (или ежедневно) до проведения теоретического тура областного этапа олимпиады.
Интенсивность и темп занятий высокий. (см. «Осторожно – перегрузки!»)
Тематика охватывает вопросы цитологии, молекулярной биологии, биохимии, рассматриваются некоторые вопросы Всероссийских олимпиад.
III (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Февраль-март
После участия в областном этапе – неделя «абсолютной рефрактерности».
Подготовка к региональному этапу олимпиады проходит трижды в неделю. Участники переведены на свободный график посещения урочных занятий, согласно которому выстраивается расписание занятий подготовки.
Тематика: разбор заданий Всероссийских олимпиад, лекционный материал по темам, вызывающим наибольшие затруднения, проведение лабораторных работ. Занятия проводятся также на базе КемГУ с преподавателями кафедр. Эти занятия трудно переоценить. Лицей искренне благодарит биологический факультет за сотрудничество.
IV (Федеральный, окружной) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Апрель
Подготовка к Всероссийскому этапу, в целом, не отличается от подготовки к зональной олимпиаде, но, необходимо учитывать накопленную усталость участника и его естественную тревогу перед предстоящим мероприятием.
V (заключительный) этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Май
Групповые занятия проводятся по свободному графику.
Тематика: обсуждение заданий прошедшего Всероссийского этапа биологической олимпиады. Планирование самостоятельной работы на лето.

Июнь-июль
Биологическая полевая практика.

1.4. Арсенал участника олимпиады

Сначала мы использовали многочисленные блокноты, альбомы и общие тетради. Это привычно, но что делать, когда, углубляясь в материал, появляются все новые и новые данные? Вклеивать листы? Заводить новую тетрадь? Мы стали искать оптимальный способ записи и хранения информации. Теперь у каждого ученика имеется папка, внутри которой на кольцах располагаются отдельные листы формата А4 (можно в прозрачных файлах). Преимущество такой папки в том, что информация становится дискретна, ее можно изменять и дополнять по каждому разделу. Для удобства в начале каждого раздела имеется ярлычок, например, «ботаника», «зоология» и др.

Папка олимпиадника
Рис. 1. Папка олимпиадника.

Еще одним атрибутом олимпиадника стал «волшебный чемоданчик», снабженный необходимым набором инструментов для проведения лабораторных опытов по биологии.

Волшебный чемоданчик
Рис. 2. «Волшебный чемоданчик»

Такие наборы были приобретены в рамках реализации национального проекта «Образование» по областной программе оснащения кабинетов биологии.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.