Сайт учителя биологии

Автор идеи, текста, рисунков: Титорова Наталья

Здравствуйте! Сегодня у нас самая вкусная тема! Спелая черешня, сладкая клубника, ароматные мандарины, дыни, персики – это объекты наших с вами исследований.

Плод. Откуда берет свое название этот орган? Вы могли слышать в повседневной жизни это слово в таких выражениях, как «плоды нашего труда» или «плод твоего воображения». В любом случае это слово употребляется в значении чего-то завершенного, как итог какого-то процесса. У нас, цветковых растений, плод - это «созревший цветок», итог полового размножения. Он образуется из завязи пестика и служит для защиты и распространения детей-семян. Что это? Я чувствую легкий ветерок от взмахов крыльев! Алевтина Дормидонтовна, здравствуйте!

- Какое счастье уметь летать! Раньше выползала на занятия за 2 часа до звонка: дороги неровные, да еще, бывало, пробка из-за какой-нибудь тли образуется – ни пройти, ни проползти! Здравствуй, Горошина! Здравствуйте, ребята! Завершаете изучение цветковых растений?
- Да, наша тема – Плод.
- Прекрасно! Давайте рассмотрим внимательно, из чего он образуется и из каких частей состоит. Я приготовила для вас схему: попробуйте ее прокомментировать.

- После опыления и оплодотворения внутри завязи пестика созревает семя (одно или несколько). Стенка завязи разрастается и образует околоплодник, который защищает семена от неблагоприятных воздействий внешней среды. В дальнейшем околоплодник способствует тому, чтобы семена могли распространиться как можно дальше от материнского растения.
- Таким образом, можно вывести формулу: семя + околоплодник = плод. Околоплодник может быть сочным, как у яблони, винограда, или сухим, как у мака, орешника.
- На Вашей схеме внутри плода одно семя, а у меня, посмотрите, Алевтина Дормидонтовна, семян много!
- Да, плоды бывают односемянные и многосемянные. Это зависит от того, сколько семязачатков было в завязи.
- Мой созревший плод с треском вскрывается, и горошины разлетаются кто куда.
- Хорошее замечание, Горошина! Если взять во внимание еще один признак – способность околоплодника открываться – то плоды делят на вскрывающиеся и невскрывающиеся. Чтобы увидеть все многообразие плодов я приглашаю вас в музей удивительных растений – зал плодов.
- Проходите, перед вами выставка сочных плодов. Вас встречают спелая вишня, персики, авокадо – у них у всех плод - костянка. Если маленькие костянки располагаются рядом друг с другом, то образуется плод – многокостянка.
- Получается малина – не ягода?! Вот это да! А у кого же ягода?
- У крыжовника, смородины, картофеля, перца, томата и даже у банана! Если околоплодник ягоды одревесневает, то мы уже называем плод тыквиной.

Рис. Ягода картофеля

Когда-то плод арбуза относили к ягодам. Даже был вопрос на викторинах: у кого самая крупная ягода с правильным ответом – у арбуза. Теперь такие ягоды, у которых при полном созревании околоплодник одревесневает, называют тыквина. Арбуз, дыня, тыква и даже огурец имеют плод тыквина.

Семена внутри плода яблоко находятся в защитных кожистых отсеках. Такой тип плода у яблони, груши, айвы, рябины.

Переходим к выставке сухих плодов.

Многочисленные семена прячутся в коробочках мака, дурмана, хлопчаника. При созревании семян околоплодник высыхает, "трескается по швам"  или образует отверстия, через которые семена высыпаются наружу.

Очень часто люди путают боб и стручок. Посмотрите внимательно на рисунок и постарайтесь найти отличия. У всех бобовых растений плод боб, поэтому даже у стручковой фасоли вы не найдете ботанических стручков! Стручки имеют капуста, редька, редис и другие растения из семейства крестоцветные.

Рис. Плод боб

Рис. Плод стручок

Семянка и зерновка содержат внутри себя по одному семени. Околоплодник семянки можно отделить, а околоплодник зерновки срастается с семенной кожурой.

- Мы завершаем, ребята, большую главу - Органы цветковых растений. Спасибо, Алевтина Дормидонтовна.

- Мне было приятно путешествовать с вами, друзья! Всё! Теперь, когда дело сделано, полечу на юг!

- До свидания, профессор! До свидания, ребята! Не забудьте выполнить задания от нашего мудрого Дедушки Дуба. Ваша Зеленая Горошина.

Нескучные задания

1.

«…Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
  Картошка,
    Капуста,
      Морковка,
         Горох,
           Петрушка и свёкла.
              Ох!..
                 И суп овощной оказался неплох!»

Юлиан Тувим «Овощи»:

Определите, какие органы упомянутых растений хозяйка могла использовать для приготовления супа. Учтите, что у одного растения могут быть использованы разные органы.

2.

- Ох, какая сегодня жара! Мои листья совсем завяли, - жаловался Томат Гороху.
- Да, я бы не отказался от освежающего дождика. А вот нашему соседу Огурцу каким-то волшебным образом удается держать свою температуру на один, а то и два градуса ниже, чем в окружающей среде, – ответил Горох.
- Давай спросим, может быть, у него холодильник имеется, или он знает какой-то секрет?
- Никакого холодильника у меня нет, - засмеялся Огурец. – А секрет мой в том, что …

Продолжите ответ Огурца. Не останавливайтесь на одной версии. При желании можно инсценировать этот разговор в классе.

3. Однажды на заседании тайного общества ягод состоялся тревожный разговор:
– Друзья мои, нам грозит опасность! По данным разведки в нашем обществе имеются шпионы.
- Не может быть! Вот, посмотрите список членов – все проверенные, надежные ягоды: голубика, клубника, черника, ежевика, крыжовник, смородина, рябина, виноград, картофель, томат, перец и вишня.
- Да… Вижу, что все они – ягоды… Может быть разведка ошиблась, и тревога ложная?
Ребята, а вы согласны, что тревога ложная? Помогите найти шпионов.

4. Изучив органы цветковых растений, марсианин Дрон записал в своем гаджете:

5. Корни, листья, стебли – это вегетативные органы, а цветки, плоды и семена – генеративные.

6. В стебле древесных растений зон умеренного климата можно увидеть годичные кольца – прирост древесины за один год.

7. Колючки растения могут быть видоизменением листа, побега или корня.

8. После цветения и опыления образуется плод. Он состоит из завязи и семян.

9. Семян внутри плода всегда очень много, что способствует выживанию растений.

 

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.