Сайт учителя биологии

Автор идеи, текста, рисунков: Титорова Наталья

Здравствуйте! Нашу встречу сегодня я предлагаю провести в музее. Да, да, вы не ослышались. В нашем царстве имеется музей удивительных растений, и я приглашаю вас в зал, где собрана коллекция уникальных корней.

- Начнем нашу экскурсию. Обратите внимание, на эти шарообразные и вытянутые экспонаты, которые расположены перед вами. Вы не поверите, но это корни! У таких растений как репа, редис, свёкла, морковь в главном корне запасаются питательные вещества, поэтому ткани корня так сильно разрастаются. Внешне они напоминают округлые плоды растений, поэтому получили название корнеплоды. Верхняя часть корнеплода представляет собой утолщенное основание стебля.

Иногда запасание веществ происходит не в главном, а в придаточных корнях, тогда они видоизменяются в корнеклубни. Посмотрите на корень у георгины или у чистяка.

Проходим дальше. Следующий экспонат можно рассмотреть, только вооружившись увеличительным прибором. Загляните в окуляр. Видите? Маленькие корни-присоски паразитического растения повилики внедрились в корень злака и высасывают из него сахара и другие органические вещества. Такие же корни у заразихи, омелы, петрова креста.

Мы привыкли, что если речь идет о корне, то он обязан быть под землей. А теперь посмотрите на это чудо! Воздушные корни! Они развиваются у растений, произрастающих в зоне приливов и отливов, например, у мангровой растительности, а также у растений плохо аэрируемых почв и у лиан, обитающих в кронах тропических деревьев. Благодаря воздушным корням растение обеспечивает себя дополнительной влагой, кислородом, а у орхидей в воздушных корнях даже развивается фотосинтезирующая ткань! Вот это уж точно, уникальный случай среди растений!

Для высоких растений тропиков необходима дополнительная опора. Ее дают корни, отходящие от их кроны! Достигая земли, они еще и ветвятся, предоставляя надежную опору. Такие опорные корни развиваются у баньяна. Похожая ситуация у кукурузы. Она, конечно, не высокое тропическое растение, но, произрастая на сыпучих почвах, она также нуждается в дополнительной опоре. От основания ее стебля отходит множество придаточных опорных корней. (Есть учебники, в которых их называют ходульными)

Корень некоторых растений может превратиться в крючочки и зацепки, служащие для удержания побега на отвесных камнях. Такие корни-зацепки имеет плющ.

Мы подходим к выставке с интересным названием: «Не разлей вода». Вы удивлены? Сейчас вы удивитесь еще больше, потому что первый экспонат на этой выставке я – ваша спутница – Зеленая Горошина. Помните, при нашей первой встрече я похвасталась, что мы – семейство Бобовые – можем откладывать в своих семенах ценные вещества – белки? Как же нам это удается? Великое дело дружба! Для производства белков необходим азот, который все растения добывают из почвы. Если азотных удобрений недостаточно, рост и развитие растений нарушается. Наше семейство подружилось с бактериями, способными перерабатывать азот воздуха в азотные удобрения. Мы построили нашим друзьям просторные квартиры в своих корнях, эти квартиры видно без микроскопа. Они похожи на шарики, клубеньки. Теперь азот для нас не проблема, можем даже с соседями поделиться.

Посмотрите-ка, вторым экспонатом выставки «Не разлей вода» выступает наш знакомый Дедушка Дуб! Вот это встреча!  Давайте узнаем от него самого, почему он попал на выставку? Дедушка, расскажешь?

- С большим удовольствием! Это было очень давно. Стою я как-то раз на опушке, никого не трогаю, скукотища, настроение просто отвратительное и вдруг слышу тоненький голосок такой:
- Чего стоим, а? Ты мне дорогу загородил! Ползи отсюда!
Я остолбенел! Вижу, возле моих корней возится какая-то ниточка. Ее без микроскопа-то и не увидишь, а еще туда же – мне указывать! Я, конечно, взревел от негодования.
- Да как ты смеешь мне, Могучему Великану, говорить такое?!
- Ой, кто здесь? – испуганно пропищала ниточка, приподнялась и, увидев меня, заикаясь, пролепетала:
- Что вы! Что вы, уважаемый Дуб! Тут червячок передо мной уселся, расти не дает.

Я пригляделся - точно, червяк! Прадед Афанасия. От моего гнева он, бедняга, в обморок упал, и мне стало как-то неловко. ..

- А вы подумали, что это я Вам «ползти отсюда» сказала? – и она так заливисто захохотала, что и я не удержался. Хохотал как поросль зеленая, как мальчишка. Давно так не смеялся - у меня с веток желуди со смеху попадали! Оказалось, что моя юная знакомая еще вчера была спорой гриба и с ветром прилетела сюда. На правах хозяина я предложил ей пообедать, ведь в моих листьях образуется большое количество питательных веществ, а у нее не то, что листьев, ни корней, ни стеблей – ничего не было!

Она аккуратно оплела мои корни своей разрастающейся нитью, и я накормил ее досыта. Каково же было мое удивление, когда через несколько часов я почувствовал, как моя новая знакомая стала отдавать мне воду и минеральные вещества, которые она всасывала из почвы! А еще через некоторое время из земли стали выглядывать боровики. Плохого настроения как не бывало, ведь теперь у меня много друзей.

- Какая трогательная история! Дедушка Дуб, как называется ваша дружба?

- Ученые зашифровали нашу дружбу в латинский термин. Зная, что гриб – это «мико», а корень – «риза», подумайте, как на латинском будет звучать термин грибокорень? Молодцы! Микориза.

- Я слышала про такую дружбу гриба и дерева. Мне осина рассказывала о своих подосиновиках, береза - о подберезовиках. Интересно, Дедушка Дуб, а что было бы с боровиком, если при прорастании нить грибницы тебя, не встретила? Росли бы здесь боровики без тебя или нет? У меня еще один вопрос: а что, если бы это была спора подосиновика, смог бы ты с ней подружиться? Или подосиновик будет дружить только с осиной?

- Именно эти вопросы, дорогая моя Горошина, я приготовил сегодня для наших ребят! Подумайте, друзья над ними на досуге, а, если станет скучно, вот вам еще для разминки.    

Нескучные задания от Дедушки Дуба

  1. Вопросы Зеленой Горошины:
    а) Что будет со спорой гриба, если ей не удастся встретить определенный вид дерева?
    б) Смогут ли образовать микоризу дуб и подосиновик? Почему?
  2. Почему клевер и люцерна считаются ценными культурами для корма скота?
  3. Предложите в зал уникальных корней свои экспонаты, объясните выбор.
  4. Поиск информации: найдите в различных источниках информацию о самых длинных и самых коротких корнях, самых крупных корнеплодах, когда-то выросших на Земле.
  5. Тысячу лет назад все морковки были желтовато-белого цвета. Откуда появилась привычная всем оранжевая морковь?
  6. Представьте, что Вы - знаменитый повар. Сегодня в Ваш ресторан завезли только корнеплоды. Какие блюда Вы можете предложить своим гостям?
  7. В Музее удивительных растений переполох: перепутаны все названия экспонатов в зале корней! Помогите восстановить порядок, дайте каждому образцу своё название и примеры растений.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.