Сайт учителя биологии

Автор идеи, текста, рисунков: Титорова Наталья

Что такое корень? Зачем он нужен? Какие бывают корни? Какое у корня строение?

Приветствую моих любознательных путешественников! Кто боится темноты ? Шаг назад! Сегодня мы отправляемся под землю, так как наша встреча посвящена корню.

Слово «корень» можно встретить не только в ботанике, согласны? В математике найти корень уравнения – значит, решить это уравнение, докопаться до истины. В русском языке, разбирая слово по составу, тоже находят корень! Это значимая часть слова, отражающая его главную суть. У каждого волоса или зуба есть корень. Обратите внимание, значение слова корень неразрывно связано с основой или укреплением. Именно для этого корень служит и нам, растениям.

Благодаря наличию корня, я надежно прикреплена к почве. Чувствую, как через него проникает в мой организм живительная влага и растворенные в ней минеральные вещества. Особо практичные жители нашего царства нашли корню и ряд дополнительных применений. Например, Морковь использует свой корень, помимо прочего, для запаса питательных веществ, Кукуруза – для дополнительной опоры, Плющ – для прикрепления, Малина – для вегетативного размножения, а Орхидеи - уникальные растения – приспособили свои воздушные корни для дыхания и даже фотосинтеза!

Чего не делает наш корень, так это не всасывает из почвы питательных веществ, так как мы создаем их сами. Также корень не участвует в половом размножении. Поэтому он не генеративный, а вегетативный орган - «вегетативус» в переводе с латыни – «растительный».

Посмотрите, как сильно вытянулся мой зародышевый корешок! Помните, однажды он первым выглянул из-под семенной кожуры? Первый, значит, самый главный! С разных боков на нем появляются другие корни. Как, вы думаете, их назвали? Логично, боковые. Любой корень, отходящий от другого корня, будет считаться боковым. Бывает, что корни развиваются на листе или стебле, то есть этаким бонусом, в придачу. Они получили название придаточные.

У меня главный корень интенсивно растет всю жизнь, он виден как самый крупный, самый длинный, располагается он в центре как стержень. Именно поэтому мою корневую систему ученые называют стержневой. А вот, например, у моих друзей Злаков главный корень быстро прекращает свой рост и теряется среди придаточных и боковых корней. Такую систему назвали мочковатой. Честно говоря, я совершенно не понимаю, откуда такое название! А вы, ребята? Может быть, она быстро намокает? Дедушка Дуб, а ты не знаешь?

- Как же не знать! В старину мочкой называли пучок из нитей или ворса, а мочковатым – что-то нитчатое, волокнистое. Кстати, слово мочалка имеет это же происхождение.

Ребята, давайте посмотрим на мой корень. Ой, мне кажется, у нас возникла неожиданная проблема… Нет, мы с вами не сможем узнать строение корня, так как он успел вырасти и уйти глубоко под землю. Ничего не видно!

- Я слышу, есть проблемы? – раздался голос откуда-то из-под земли. – Я сейчас как раз нахожусь возле кончика твоего корня и направляюсь к тебе. Может быть, я могу чем-то помочь?
- Простите, а Вы кто?
- Дождевой червь Афанасий. Кстати, лучший знаток корней и удобрений.
- Очень приятно! Я Зеленая Горошина. Мы с ребятами изучаем строение корня и нам, Афанасий, важны все детали!

- Хорошо, буду сообщать вам о своих наблюдениях в режиме реального времени.

На самом кончике корня вижу зону с мелкими клетками. Они постоянно делятся, обеспечивая рост твоего корня в длину. Это зона деления. Интересно отметить, что она прикрыта чехлом - дополнительным защитным образованием. Он очень маленький, поэтому его называют чехликом. Чехлик не только защищает важную зону деления, но и выделяет слизь для улучшения скольжения между частицами почвы. Есть информация, что он имеет клетки, чувствительные к притяжению Земли, поэтому корень не обманешь – он всегда знает направление своего роста!

Идем дальше. Клетки корня уже не такие мелкие, они вытягиваются, увеличиваются в размере. Это зона роста.

Ого! Вижу что-то странное – у клеток, расположенных на поверхности корня появились небольшие выросты, похожие на волоски. Стенки волосков тонкие, сквозь них вода и растворенные минеральные вещества всасываются в корень. Так и есть, это зона всасывания, ее легко определить по наличию корневых волосков.

Теперь, когда растворы попали внутрь, их необходимо провести дальше к стеблю и листьям. Это зона проведения, ее главная функция транспорт веществ. Вижу, что во многих местах этой зоны твой корень ветвится на множество боковых корней. Зона проведения самая длинная, она привела меня до стебля. Привет! Что-нибудь еще хотите узнать?

- Да, Афанасий, знаешь ли ты, что находится внутри корня?
- Да, как-то раз слепыш откусил корень на уровне зоны всасывания. Я внимательно изучил срез и даже сделал рисунок, посмотрите.

Снаружи корень покрыт всасывающей тканью – ризодермой. Сложное слово? Согласен, но сложным оно будет только до тех пор, пока мы не знаем, что на языке науки «ризо» - это корень, а «дерма» - это кожа. Переведите сами «ризодерму» на русский язык. Правильно, кожа корня! Клетки этой ткани живые. Мы уже видели, что они имеют длинные выросты – корневые волоски, увеличивающие площадь поверхности всасывания в тысячу раз. Под ризодермой располагается первичная кора корня. Она может выполнять запасающую функцию, а также проводит растворы к центру корня. Там, обратите внимание, находится центральный осевой цилиндр, в котором имеются проводящие ткани. Растворы минеральных веществ поднимаются вверх по сосудам такой проводящей ткани, как древесина, а растворы питательных веществ от стебля вниз проходят по ситовидным трубкам другой проводящей ткани по имени луб. Также в центральном осевом цилиндре начинают свое формирование боковые корни. Вот и все!

- Да… Не самая простая тема…
- А вы хотели, чтобы все знания были на уровне детского сада? Ха-ха-ха! Так не получится! Ладно, моя миссия выполнена полностью! Я пойду дальше, меня друзья заждались – мы с ними на рыбалку собирались, до свидания!

 

- Спасибо, Афанасий, за объяснения и рисунок! А с вами, ребята, мы попрощаемся, чтобы встретиться снова для знакомства с удивительными видоизменениями корней. Дедушка Дуб, у тебя есть задания для ребят?
- А как же?! Вот они!

Нескучные задания от Дедушки Дуба

  1. Есть в человеческом обществе такие выражения, как «пустить корни», «зри в корень», «коренной житель». Попробуйте определить их значение.
  2. Представьте, что Афанасий пополз теперь по направлению к кончику корня. Что он видит? Опишите его наблюдения.
  3. Однажды ребята пересаживали всходы томата. Нечаянно у одного растения отломился кончик корня.
    «Ой! Что же делать!? Теперь корень больше не сможет расти, ведь он остался без зоны деления!» - сказала Маша.
    «Ничего страшного! - сказала Таня. - Кончик корня восстановится и продолжит свой рост.»
    «А я думаю, что корневая система томата после этой травмы только выиграет!» - дала свое предположение Соня.
    Ребята, какой гипотезы придерживаетесь вы? Обоснуйте свое мнение.
  4. Посадил Дед репку. Прошло пять дней. Сидит он на завалинке и думает: «Вот вырастет репка большая-пребольшая, опять придется всю мою семью – Бабку, Внучку и всех остальных мохнатых созданий - уговаривать ее из-под земли тянуть! Дай-ка я на этот раз внедрю в свое приусадебное хозяйство инновацию!» Пошел Дед на огород, аккуратно выкопал проросшее семя, перевернул его вверх корешком, который к тому времени уже пророс, и зарыл на том же месте. «Назову свою задумку "перевернутый урожай". Теперь моя репка сразу вверх расти будет!» Друзья мои, предположите все возможные последствия креативности Деда. Попробуйте объяснить свое мнение научно.
  5. Представьте, что вы капелька воды, которая оказалась как раз перед корневым волоском корня. Совершите увлекательное путешествие внутрь, опишите ткани, которые вы прошли. Счастливого пути!
  6. Каждый участок корня имеет свое собственное название. Сможешь ли ты их определить?
  7. На поперечном срезе корня можно увидеть различные структуры. Сможешь ли ты их определить?

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.