Сайт учителя биологии

Еще одним испытанием на втором этапе конкурса «Педагог года года Москвы» было написание эссе на тему Школьные знания для реальной жизни. Вот, что из этого вышло.

«Школьная программа перенасыщена ненужной информацией, бедные школьники годами корпят над тем, что потом в реальной жизни им никогда не пригодится!» Приходилось ли вам слышать подобные фразы? А может быть, не только слышали, но и говорили, писали об этом? Недавно на образовательном портале я прочитала статью, в которой автор сетует, что растерялся в ситуации, когда «банкомат проглотил его карточку», ведь в школе его не научили, что нужно делать в таких случаях. Приходит домой и видит: его сын-школьник готовится к уроку – учит, как развести костер и построить шалаш в лесу, то есть то, что изучал сам автор много лет назад. Возмущению нет предела: сколько можно?! Лучше бы в школе давали полезные знания, чтобы ребенок был готов ко всему, что ждет его в реальной жизни.

Согласитесь, родителя можно понять. Разве не замечательно, если вместо тригонометрии или генетики, которые никогда не пригодятся, наш ребенок познакомится с правилами поведения у банкомата, научится делать покупки в интернет-магазинах? На биологии он вырастит помидоры, а на английском переведет инструкции по сбору мебели, тут же применив на деле полученные знания. Польза школы очевидна, не так ли?

И вот проходит пять-семь лет… Наш выпускник попрощался со школой, смотрит … а банкоматов нет! Их заменили электронные платежи. Домашний робот-хозяйка и мебель соберет, и на гидропонной установке помидоры, клубнику – все, что пожелаешь, вырастит. Зачем теперь человеку те «полезные» знания, о которых просили его родители?

Мир головокружительно меняется. Не за горами обучаемые нейронные сети, машины с автопилотом и освоение межгалактического пространства. С какими проблемами столкнется выпускник 2027 года? Трудно представить! И мы снова задаем себе вопрос: так какие же знания должна давать школа сегодня, чтобы завтра в изменившемся и продолжающем меняться мире юный человек не растерялся, а нашел свое место?

Школа сегодня может дать ребенку бесценное знание. Кто ты, малыш? Чем любишь заниматься? В чем ярче всего проявляется твоя индивидуальность, твой дар? Мы – учителя – поможем тебе понять это. Как? У нас есть два пути. Первый - с начальной школы дать тебе побольше информации, загрузить домашними заданиями и по матрице-шаблону бесконечно оценивать - вот тогда-то нам и станет понятно, кто ты! Второй путь - вовлечь тебя сначала в игру, а потом в исследования, дать возможность сделать собственное открытие в науке, искусстве, спорте – ты сам почувствуешь, кто ты, и выберешь то дело, от которого поет твоя душа. Этот тернистый путь проб и ошибок сложнее, но, по-моему, он единственно верный. Помню, как в школе, где я училась, учителя заметили мою способность логично и просто объяснять материал и попросили проводить консультации для одноклассников – моя душа пела, домой я летела на крыльях! Они дали мне знание, определившее мой жизненный путь, мой полет продолжается двадцать лет.

Двадцать лет! Порой кажется, что я динозавр: меня учили когда-то правильно вставлять катушку в фильмоскоп! Представьте лица современных учеников, к которым я зашла бы на урок с такой аппаратурой. Улыбаетесь? Постойте, но ведь не только я, многие учителя вышли из бескомпьютерной эпохи. Знаний, используемых сегодня, тогда просто не было. Как же нам удалось не только «выжить», но и стать успешными в своей профессии? В школе нас научили думать. Только мыслящий человек способен освоить необходимые ему знания и применить их в реальной жизни. Нас провели тернистым путем от глубинного познания наук к умению эффективно использовать свой мозг в любой ситуации. Выражение cogito ergo sum для меня имеет особое значение. Сейчас я веду этой дорогой своих учеников и не сомневаюсь, что это пригодится им в жизни. Согласятся ли со мной составители итоговых тестов, зачастую требующие знаний, полученных в результате механического заучивания?

И последнее, что не дает мне покоя: на любом банкомате написаны инструкции, что делать, если он «съел» твою карточку… Так какие знания не дает школа?

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2018гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.