Сайт учителя биологии

Дорогие друзья! В рамках творческого конкурса для педагогов "Ученик 2030..." я представила свое эссе на тему "Школа, куда хочется идти". Я рассказала о своей мечте, о школе будущего.

 

«Мечты - воспоминания о будущем»
Григорий Ландау

- Полететь в космос.
- Стать великим врачом, изобрести лекарства от СПИДа и рака.
- Создать аппарат, преобразующий энергию цунами в электрическую энергию и использовать ее для нужд человечества.
- Научиться работать с имплантатами и вылечить свою сестру...

Это ответы моих учеников на вопрос: какая у Вас мечта? По правилам нашей беседы я должна была поделиться своей собственной мечтой. Вот, что из этого вышло.

- У меня, ребята, мечта - создать такую Школу, в которую каждый человек ходит с удовольствием, он знает, что здесь его жизнь интересна и насыщена, здесь его ждут и ценят. Причем, это ощущение создается как у педагога, так и у ученика, и у родителя и у выпускника, и у дедушки с бабушкой, и у спонсора, и у социального партнера.... Ученикам в ней нравится учиться, на уроках они делают свои маленькие открытия. Родители приходят в эту Школу не потому, что вызвали, а потому, что хочется быть вместе. А учитель... Он идет сюда не работать, а дарить свой талант и неиссякаемую энергию детям.
Давайте заглянем в эту школу – Школу будущего.

В моей мечте она перестала быть образовательной организацией, которую мы все себе сегодня представляем. Это образовательный центр для развития способностей людей любого возраста, а не отдельно школьников. Семья, общение, взаимопонимание в приоритете. Здесь проходят обучение, как взрослые, так и дети. Представьте, что вы заглядываете в класс, а там идет занятие английским языком, где в группе обучающихся мама, папа, сын, их друзья. Обучение идет в непринужденной атмосфере: сегодня они готовят все вместе ужин, а завтра совершают виртуальное путешествие по странам Европы. Вы заходите в спортивный зал, а там не группа подростков, у которых только что была химия, а через полчаса прозвенит звонок на физику, а полноценная тренировка вместе с отцом и братом, или волейбол, или футбол, где есть инструктор с правами выставления оценки по предмету физическая культура. Я считаю, что очень важно детям видеть, чем занимаются их родители, как можно больше общаться с ними. Открывает свои двери наша Школа малышам ясельного возраста. Здесь все как в детском саду, только это не отдельное учреждение, а первый этап развития своих способностей и укрепления своего здоровья. Ребятам не придется “готовиться к школе” или “впервые пойти в школу”, они перейдут на другую ступень обучения, причем, только те из них, кто успешно прошел развитие на первом этапе.

Кстати, что касается здоровья, то у каждого ребенка имеется незаметный чип, регистрирующий его температуру, давление, пульс и другие физиологические параметры. Информация с чипа ежедневно поступает в базу данных школьных медиков, имеющих полную картину здоровья ребенка и ее динамику.
На следующей ступени развития юные граждане получают первые представления о разных науках. Все это происходит в интересной форме, где много игр, конструирования, моделирования, путешествий и сказок. На этой ступени главной целью педагогов и психологов является увлечь ребят поиском новых знаний, научить их учиться. Никаких виртуальных учителей или дистанционных классов на тысячу и более человек – человеческое слово, сократовская беседа и любовь к детям – вот они новейшие педагогические технологии XXI века! (новейшее – это совершенно забытое старое)

Третья ступень это основное ядро получения предметных знаний, умений и навыков. В Школе моей мечты нет насилия, нет принуждения посещать нелюбимые предметы или встречаться с нелюбимым педагогом. На основном этапе обучения есть набор предметов, предлагаемых ребятам для освоения, каждый предмет разбит на модули.

Посмотрим в индивидуальную «Книжку успехов» одного из обучающихся третьей ступени? Он хочет стать доктором. Чтобы получить в итоговом аттестате оценку по предмету биология, ученик должен быть аттестован по модулям Ботаника, Зоология, Анатомия, Цитология, Генетика, Эволюция и Экология + сдать итоговый выпускной экзамен. При желании, один и тот же модуль можно проходить повторно. Наличие пройденных модулей и баллов за независимый экзамен дают право участвовать в конкурсе на поступление в высшее учебное заведение. В моей Школе ребенок изначально знает, зачем он идет на урок. Все необходимые модули предмета он проходит в том режиме, который для него оптимален: посещает очные занятия с учителем, которого он выбрал (их может быть несколько по одному предмету) или обучается дистанционно. Для ребят увлеченных наукой, проявляющих выдающиеся способности организованы интеллектуальные клубы с преподавателями вузов, научно- исследовательских центров.

Сквозными безоценочными предметами являются физическая культура, рисование, музыка, МХК, танцы, технология и другие, где занятия организованы для всех, в зависимости не от возраста, а от уровня подготовки. Как вы уже поняли, одноклассниками здесь становятся не на долгие годы, а на периоды прохождения модулей. Получается, что собираются в одном классе единомышленники, у которых одна цель – освоить те знания, которые предлагает учитель.
Чем же, вы спросите, привлекателен наш центр кроме учебы? Ведь не могут все жители страны быть увлечены наукой. Несомненно, в обществе требуются и профессионалы своего дела в области рабочих профессий. Не надо их заставлять изучать биогенетический закон и тригонометрические функции. В конце концов, вы же помните, обучение в нашей школе не ограничено возрастом, можно изучить тригонометрию при желании и в тридцать и в сорок лет – было бы только это самое желание! Итак, для ребят увлеченных механикой, кулинарным или другим интересным делом организованы те же модули по профессиональной подготовке. У ребят появляется возможность практиковаться и зарабатывать первые деньги, работая в качестве помощников:

  • официанта в Школьном кафе,
  • аниматора в группе продленного дня,
  • репетитора,
  • тренера,
  • повара,
  • редактора или журналиста Школьной газеты,
  • режиссера в труппе Школьного театра (театр, в котором многие актеры, костюмеры и т.д. – сами ученики)
  • киномеханика Школьного кинотеатра (где вечером идут не только развлекательные, но и научно-познавательные фильмы, может быть снятые самими учениками)
  • многое другое...

Школа будущего прекращает быть Школой в нашем сегодняшнем понимании. Вы, наверное, спросите, а как проходят уроки, что в них особенного? Каждый урок - это «шедевр педагогической кухни». Иначе просто нельзя. Если ты будешь вести другие уроки, дети и взрослые не выберут твой курс, не придут к тебе на урок второй раз. Находясь не под гнетом обязательств, а в условиях здоровой конкуренции развиваются и педагоги, они совершенствуются, узнают новинки передовых педагогических технологий, удивляют своих учеников, занимаются с ними дополнительно, ведут их к новым победам.

Вы скажете, что моя идея - утопия? Может быть. Кстати, человек, говоривший на уроке об имплантатах, уже закончил медицинский вуз и работает в одной из лучших стоматологических клиник города. Её сестра здорова. Говорят, что мечта, которая сбылась, была не мечтой, а планом. Я не буду возражать, если и с моей мечтой случится этот волшебный метаморфоз.

Корниенко Наталья Павловна,
учитель биологии ГБОУ Школа No1376 г. Москва.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2018гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.