Сайт учителя биологии

Шестой класс. Тема «Химический состав клетки». Более занудливого параграфа учебника, наверное, не найти.

- Мы уже знаем, что организмы состоят из клеток. А из чего состоят сами клетки?

- Химические вещества. (хитрые, прочитали в учебнике)

- Первая группа веществ - неорганические. Давайте знакомиться, вода! (Переливаю из одного стакана в другой чистую воду.) Какое свое свойство показывает нам вода?

- Перетекаемость! Текучесть.

- Какую функцию можно выполнять, обладая таким свойством?

- Переместительную! Транспортную.

- Прекрасно! Давайте изучим еще одно свойство воды. Кто мне доверяет, протяните тыльную сторону своей ладони: эксперимент, конечно, опасный, но не смертельный! (Аккуратно провожу мокрой рукой по протянутым ручонкам.) А теперь махайте руками как птички. (В классе начинается веселье и удивление, которые я просто обожаю!)

- Что вы чувствуете?

- Одной руке холоднее!

- Какой руке?

- Левой! А мне правой! Мокрой!

- Внимание! (Приутихли.) Теперь мой любимый вопрос: почему мокрой руке холоднее? А может быть вспомните, как выходили из речки, а дул легкий ветерок? (Поеживаются)

- Холодная вода впиталась в руку и ей холодно! К воде прилипает ветер!

- Да вы мои юные гении, я никогда бы не придумала таких замечательных идей! А где сейчас вода?

- Испарилась!!!

- Совершенно верно, а, испаряясь, забрала вашу энергию тепла! Таким образом вода выполняет функцию охлаждения организма...

...Переходим к органические веществам. Знакомьтесь, Углеводы! Я принесла с собой сегодня парочку из них. Для проведения исследований потребуется два аккуратных человека. (весь класс тянет руки и подпрыгивает, а у меня мелькает мысль о том, что если бы мои уроки проводились не в кабинете музыки, и ближайшая раковина с водой была бы не на другом этаже здания, то каждый из них выполнял бы эту работу у себя на парте) Итак, двое счастливчиков аккуратно и очень гордо насыпают под восторженные взгляды одноклассников в стаканчики два белых порошка и разбавляют их уже знакомой водой. Один порошок растворяется, а другой нет. Оказывается разные углеводы ведут себя неодинаково! У них разные свойства и функции. Простые сахара нужны для получения энергии, а сложные (как наш крахмал) для запасания веществ.

- А вот еще один гость! (Достаю бутылку растительного масла) какие у него отношения с водой? Какие функции может выполнять в нашем организме? Смотрим, обсуждаем, записываем.

... Переходим к следующим веществам - белкам. Вы уже встречались в своей жизни с ними? Где?

- В яйце!

- Прекрасно, достаю куриное яйцо из коробочки. Можно я его разобью? Согласна, что сделать это нетрудно. Более того, когда сегодня я нечаянно стукнула сумкой о дверь лифта, первое, что я подумала - конец яйцу! Однако, удивительные вещи порой вытворяет Природа. Яйцо на самом деле очень прочная конструкция, у человека не хватит сил раздавить его!

- Да ну, я легко его раздавлю! Я дома так уже делал!

Подходит человек, я на всякий случай подстилаю пакет и разрешаю давить его со всей силой.

- А можно я? Снова весь класс тянет руки экспериментировать! В этот раз все попробуют! Встали в очередь и давят это волшебное яйцо изо всех сил, кто даже двумя руками! Нет, не поддается яйцо, чудо какое-то! (Восторг и изумление, я дома еще раз попробую! А если перепелиное взять?)

- Что же там внутри такое ценное?

- Будущий цыпленок.

- Какой цыпленок, я видела там жидкую массу и желтый шарик, а у цыпленка есть лапки, крылышки, перышки!

- Он будет построен из того, что есть сейчас в яйце, из белка.

- Гениально! Значит, одна из главных функций белков - строительная. Добавляем ряд других...

- Домашнее задание нужно будет выполнять в этот раз на кухне. Вам следует изучить этикетку какого-либо продукта на предмет химических веществ, скушать его и записать, какие функции теперь эти вещества будут выполнять в вашем собственном организме.

Такие счастливые уходили ребята!

Я тогда подумала, что уроки как птицы. Они живут с нами 45 минут и улетают. Здесь точка. Конец рассказа. Дальше можно не читать. Моё занудство стремится к бесконечности.

Я завидую Читателю, который не представляет, как выглядит разработка этого занятия, выполненная по всем требованиям к современному уроку, завидую тому, кто никогда не видел страшилище по имени Технологическая карта. Почему планы уроков не писать в виде увлекательных рассказов? Почему со студенческой скамьи, а дальше - больше, требуется убивать этих птиц, расчленять на органы, раскладывать их в соответствующем порядке, где у каждой почки и железы есть свои цели и задачи? Потом этот патологоанатом идет на урок и не знает, что делать с живыми детьми. (эта чудесная фраза учителя-дилетанта: "Ты мешаешь мне вести урок!") Урок-то у него хороший, понимаете, только еще учеников бы не было...  С годами, опытом и авторитетом такой учитель напрочь забывает, что самое главное в уроке - это его живая красота, полет и грация!

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2020гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.