Сайт учителя биологии

Количество видов: около 20 тысяч видов.

Среда обитания: обитают в водной среде.

Холоднокровные животные. Для стабилизации положения тела в воде и передвижения по-являются плавники - парные спинные, грудные и брюшные плавники, непарные - анальный и хвостовой.Тело обтекаемой формы, покрыто слизью, облегчения скольжения в воде. Кроме этого слизь обладает бактерицидными свойствами – подавляет развитие болезнетворных бакте-рий. В коже возникают защитные образования – чешуи.

Скелет. В черепе выделяются челюсти, с помощью которых происходит захват пищи. У взрослых особей хорда редуцируется, ее функции принимает на себя позвоночник. Он со-стоит из двух отделов: туловищного и хвостового. Позвоночный столб неподвижно соединен с черепом.

Пищеварительная система состоит из ротовой полости (на челюстях зачастую имеются зубы для удержания добычи), глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника и анального отверстия.
С пищеварительной системой связан плавательный пузырь, наполненный смесью газов. Увеличение объема плавательного пузыря позволяет рыбе увеличивать плотность тела и соответственно подниматься к поверхности, а сокращение объема - уменьшать плотность тела и опускаться ко дну.

 
Внутреннее строение окуня

Дыхательная система представлена жабрами, которые состоят из жаберных дуг, прикрепленных к ним жаберных лепестков, пронизанных густой капиллярной сетью, и жаберных тычинок. Жабры прикрыты костной жаберной крышкой. Формируется одна жаберная щель. В дыхании может принимать участие плавательный пузырь и кожа (у рыб, не имеющих чешуи).

Кровеносная система замкнутого типа, имеет один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. Кровь от желудочка по брюшной аорте поступает к жабрам, где обогащается кислородом, потом поступает в спинную аорту, оттуда по мелким сосудам доставляет кислород ко всем органам и тканям. Затем собирается в крупные вены и возвращается в предсердие.

Органы выделения – парные туловищные (мезонефрические) почки, мочевой пузырь открывается наружу мочевым отверстием.

Нервная система. Головной мозг состоит из 5 отделов: передний (большие полушария с развитыми обонятельными долями), промежуточный, средний, продолговатый мозг и мозжечок.
Хорошо развиты органы чувств.

органы обоняния - парные обонятельные мешки (открываются на поверхность головы ноздрями);

органы зрения – глаза;

орган слуха – внутреннее ухо, в нем появляются полукружные каналы;

органы вкуса – вкусовые почки в ротовой полости;

органы осязания – кожа, усики;

боковая линия – группы чувствительных клеток, погруженных в кожу. Воспринимают колебания воды, позволяет рыбам, собранным большими группами (косяками), действовать согласованно и спасаться от хищников.

Половая система у самцов представлена парными семенниками и семяпроводами, у самок – парными яичниками и яйцеводами. Оплодотворение чаще наружнее, во время нереста самка мечет икру, а самец оплодотворяет ее. Развитие может быть прямым, а может быть с метаморфозом.

Систематика Надкласса Рыбы.

Выделяют два класса:

Хрящевые рыбы (акулы, скаты) – скелет в основном состоит из хрящевой ткани. Жаберных крышек нет, с обеих сторон тела находится по 5-7 жаберных щелей. Отсутствует плавательный пузырь. У скатов плоское тело, хвостовой плавник вытянут в виде тонкого хлыста.
Костные рыбы (окунь, карась, плотва) – скелет состоит из костной ткани. Самая многочисленная группа рыб. Наиболее крупные отряды костных рыб – Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Щукообразные, Тресковые и Окунеобразные.

Значение.

Рыбы поедают личинок многих насекомых, являются пищей для животных и человека.
Новые термины: череп, позвоночник, головной мозг (продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, передний), плавательный пузырь, боковая линия.

Вопросы на закрепление:

•    Опишите приспособления в строении рыб для жизни в воде.
•    Какие признаки рыб свидетельствуют об их более высоком уровне организации по сравнению с ланцетниками?
•    Чем отличаются костные рыбы от хрящевых?
•    Какие органы чувств есть у рыб?
•    Что такое плавательный пузырь? Какие функции он выполняет?

Литература:

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО Издательский дом «Оникс 21 век», 2002
  2. Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 1. – М.: ООО «Издательство Новая Вол-на»: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000.
  3. Каменский, А. А. Биология. Справочное пособие / А. А. Каменский, А. С. Маклакова, Н. Ю. Сарычева // Полный курс подготовки к экзаменам, зачетам, тестированиям. - М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2005. - 399с.
  4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для уча-щихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Понома-ревой. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  5. Константинов, В. М. Биология: животные. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. школы /В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 304с.
  6. Латюшин, В. В. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Лактюшин, В. А. Шапкин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 304с.
  7. Пименов А.В., Гончаров О.В. Пособие по биологии для поступающих в вузы: Электронный учебник. Научный редактор Гороховская Е.А.
  8. Пименов А.В., Пименова И.Н. Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы.: Сара-тов, ОАО издательство «Лицей», 2005.
  9. Тейлор Д. Биология / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. - М.:Мир, 2004. - Т.1. - 454с.
  10. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. Т.2. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.
  11. www.collegemicrob.narod.ru
  12. www.deta-elis.prom.ua

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2018гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.