Сайт учителя биологии

Исходный уровень знаний:

царство, тип, клетка, ткани, системы органов, гетеротроф, хищничество,  эукариоты, аэробы, симметрия, полость тела, чередование поколений, личинка.

План ответа:

Общая характеристика Кишечнополостных

Внешнее и внутреннее строение Кишечнополостных

Питание и дыхание

Размножение

Классификация: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы

Значение Кишечнополостных в природе и жизни человека

Общая характеристика Кишечнополостных

Количество видов: около 9000

Среда обитания: все представители ведут водный образ жизни, заселяя пресные и соленые водоемы. Могут активно передвигаться в толще воды (медузы) или вести прикрепленный образ жизни (коралловые полипы)

Характерные признаки Кишечнополостных:

  1. Радиальная (лучевая) симметрия тела (можно провести несколько воображаемых осей симметрии через тело)
  2. Двухслойные животные (эктодерма и энтодерма)
  3. Наличие специализированных стрекательных клеток для защиты и нападения
  4. Наличие кишечной полости с одним отверстием (ртом)
  5. Впервые появляется нервная система (диффузного типа)

Строение:  Кишечнополостные – одни из первых многоклеточных животных. В отличие от клеток простейших их клетки специализированы на выполнении определенных функций. Они не способны к самостоятельному существованию.

Тело образовано двумя слоями клеток: наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма). Между ними находится мезоглея — студенистый неклеточный слой.

Клетки эктодермы: кожно-мускульные, имеют в основании  мускульные волокна. За счет их сокращения происходит движение (тело укорачивается).

Cтрекательные, имеют чувствительный волосок, стрекательную  капсулу и стрекательную нить. При прикосновении к чувствительному волоску нить выбрасывается и вонзается в жертву (или врага). Из капсулы по нити стекает яд, который  парализует ее,либо вызывает сильное жжение и отпугивает.

промежуточные,  способные делиться и превращаться в клетки других типов, отвечают за регенерацию и бесполое размножение.

нервные, имеют отростки, способны возбуждаться и передавать нервный импульс. Они соединяются друг с другом и образуют диффузную нервную систему (нервная сеть).

половые – сперматозоиды и яйцеклетки. Некоторые виды кишечнополостных раздельнополы, но есть и гермафродиты.

Энтодерма выстилает изнутри кишечную полость и имеет два типа клеток:

эпителиально-мускульные, пищеварительные в своем основании имеющие мускульное волокно, расположенное поперечно относительно оси тела, при их сокращении тело гидры становится узким. На конце клеток, обращенном в кишечную полость, расположены жгутики (подгоняют к себе частицы пищи) и  ложноножки (захватывают пищу и образуют пищеварительные вакуоли). Таким образом, помимо движения эти клетки обеспечивают внутриклеточное пищеварение.

эпителиально-мускульные, железистые, выделяют в пищеварительную полость ферменты, расщепляющие органические вещества. Этот процесс называется полостное пищеварение

Два слоя клеток:

  1. Эктодерма
  2.  Энтодерма
  3. Промежуточные клетки
  4. Стрекательные клетки
  5. Кожно-мускульные клетки
  6. Нервные клетки
  7. Эпителиально-мускульные  клетки
  8. Железистые  клетки

У Кишечнополостных высокая степень регенерации (способность восстанавливать утраченные или поврежденные клетки, ткани и органы) Например, если тело гидры разделить на 200 частей, то каждая через некоторое время достроит недостающие части тела и станет новой маленькой гидрой.

Питание: все кишечнополостные – хищники.  Они парализуют и обездвиживают жертву с помощью стрекательных клеток, захватывают щупальцами и через рот направляют в кишечную полость. Там происходит полостное и внутриклеточное пищеварение, непереваренные остатки выводятся через рот.

Дыхание: аэробное, дышат всей поверхностью тела.

Выделение: специализированных органов выделения нет: продукты обмена веществ выводятся диффузно в кишечную полость или наружу.

Размножение: бесполое – почкованием или делением тела (фрагментация).

Половое - происходит с участием половых клеток – гамет. Для многих кишечнополостных характерно чередование поколений. Полипы (бесполое поколение) размножаются почкованием и дают начало как полипам, так и медузам. Медузы (половое поколение) размножаются половым путем, из оплодотворенных яиц образуются личинки, которые, в последствии, оседают на дно и дают начало новому поколению полипов.

Классификация Кишечнополостных

Представителей типа делят на три класса:

Класс Гидроидные.

Класс Сцифоидные медузы.

Класс Коралловые полипы.

Класс Гидроидные

Животные этого класса имеют наиболее примитивное строение по сравнению с другими кишечнополостными. Ярким примером является  пресноводная гидра.

Тело гидры длиной около 1 см, нижняя его часть — подошва служит для прикрепления к субстрату, на противоположной стороне находится рот, вокруг которого располагается 6 — 12 щупалец.

Гидра питается мелкими животными, которых парализует и обездвиживает с помощью стрекательных клеток и направляет в кишечную полость. Там происходит пищеварение, непереваренные остатки выводятся через ротовое отверстие.

Весной и летом гидры размножаются с помощью почкования. В это время на ее теле формируются почки, на конце которых прорываются рот  и образуются щупальца. Через некоторое время молодые гидры отделяются от материнского организма и начинают вести самостоятельную жизнь.

Осенью образуются половые клетки, происходит оплодотворение, оплодотворенное яйцо покрывается плотными оболочками. Гидра погибает, а из яйца весной развивается следующее поколение гидр.

Класс Сцифоидные медузы

Сцифоидные медузы значительно крупнее гидроидных медуз. Их медузоидная стадия имеет вид колокола, в центре которого с вогнутой стороны расположен рот, окруженный щупальцами.  По краю зонтика находятся многочисленные щупальца, некоторые из которых видоизменяются в ропалии, несущие органы чувств. Каждый ропалий содержит «обонятельную ямку», орган равновесия (статоцист), светочувствительные глазки. Нервная система  усложняется, так что по периметру возникают ганглии -   скопления  нервных клеток. Все медузы хищники, но глубоководные виды питаются также погибшими организмами. У них реактивный способ передвижения — за счет сокращений зонтика.

Медузы раздельнополы. Оплодотворение наружное – происходит в воде. Из зиготы (2) развивается личинка – планула (3). Через некоторое время, планула прикрепляется ко дну и превращается в одиночного полипа — сцифистому (4), который может размножаться как почкованием, так и отпочковывать молодых медуз – эфир (5, 6). Эфиры подрастают и превращаются во взрослых медуз (1).

Класс Коралловые полипы

Морские колониальные, реже одиночные формы. Медузоидная стадия отсутствует. Кишечная полость разделена радиальными перегородками на камеры. Имеют внутренний или наружный скелет из углекислого кальция или рогоподобного вещества, играют важную роль в образовании коралловых рифов. Большинство кораллов образуют колонии. При почковании молодые особи не отделяются от материнской, оставаясь соединенными с ней, в том числе и кишечной полостью.

Коралловые полипы раздельнополы. Их половые клетки образуются на перегородках кишечной полости, там же происходит оплодотворение. Из зиготы развивается личинка – планула, которая покидает материнский организм, оседает на дно и превращается в маленького полипа. Обычно ведут сидячий образ жизни, но одиночные могут ползти с помощью мясистой подошвы. Одиночными  полипами являются актинии. Некоторые из них вступают в симбиоз с подвижными организмами, например, раком отшельником. При этом рак получает защиту от врагов в виде стрекательных клеток актинии, а она использует  рака как средство передвижения и питается остатками его трапезы. Некоторые актинии могут делиться продольно.

Значение Кишечнополостных в природе и жизни человека

  • Средообразователи биоценозов коралловых рифов, атоллов.
  • Образователи известковых горных пород.
  • Дали начало первым трехслойным животным.
  • Являются звеном в цепи питания водных биоценозов,
  • Некоторых человек употребляет в пищу (аурелий и рапиллем), использует как украшения.
  • Некоторые ядовиты и опасны для  человека и животных (медузы крестовичок, корнерот и др).

Новые понятия и термины:  лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, мезоглея, кишечная полость, ганглий, стрекательные клетки, диффузная нервная система, полостное пищеварение, статоцист, ропалия, почкование, регенерация, планула,  

реактивное движение

Вопросы на закрепление.

  1. В чем отличия Одноклеточных и Многоклеточных животных? Почему их объединяют в одно царство?
  2. В чем преимущества Многоклеточных животных над Одноклеточными? В чем недостатки?
  3. Как осуществляется рефлекс у гидры? Можно ли выброс стрекательной нити отнести к рефлексам? Ответ поясните.
  4. Какие типы пищеварения у кишечнополостных, за счет каких клеток они осуществляются?
  5. Какие клетки характерны только для кишечнополостных, каковы особенности их строения и функции?
  6. Какие жизненные формы встречаются у кишечнополостных, как происходит чередование поколений?
  7. Почему иногда кораллы принимают за растения и называют «морскими цветами»? В чем принципиальные различия Коралловых полипов от растительного организма.

Литература:

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. – М.: ООО Издательский дом «Оникс 21 век», 2002
  2. Биология: Пособие для поступающих в вузы. Том 1. – М.: ООО «Издательство Новая Вол-на»: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000.
  3. Каменский, А. А. Биология. Справочное пособие / А. А. Каменский, А. С. Маклакова, Н. Ю. Сарычева // Полный курс подготовки к экзаменам, зачетам, тестированиям. - М.: ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС", 2005. - 399с.
  4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для уча-щихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Понома-ревой. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  5. Константинов, В. М. Биология: животные. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. школы /В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 304с.
  6. Латюшин, В. В. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Лактюшин, В. А. Шапкин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 304с.
  7. Пименов А.В., Гончаров О.В. Пособие по биологии для поступающих в вузы: Электронный учебник. Научный редактор Гороховская Е.А.
  8. Пименов А.В., Пименова И.Н. Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы.: Сара-тов, ОАО издательство «Лицей», 2005.
  9. Тейлор Д. Биология / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. - М.:Мир, 2004. - Т.1. - 454с.
  10. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. Т.2. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.
  11. www.collegemicrob.narod.ru
  12. www.deta-elis.prom.ua

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2018гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.