Сайт учителя биологии

Дорогие мои ученики!

Перед вами стоит задача освоить материал по зоологии. Этот раздел традиционно является понятным для учеников, я бы сказала, милый такой раздельчик! Главное теперь - знакомых с детства бабочек, птичек, зверюшек выстроить и осознать в четком эволюционном порядке. Увидеть красивую нить логичных и своевременных изменений при переходе от одного типа к другому. В каждый тип загляните, как в гости, выделите важные ароморфозы (признаки), характерные для всего типа, а потом найдите нюансы каждого класса. Пусть вас не пугает зашкаливающее многообразие животных тварей, не пытайтесь объять необъятное, учитесь видеть закономерности и общие черты.

В дистанционной школе каждая тема сопровождается моей лекцией и презентацией, при этом школьный учебник прочитать обязательно. По каждому типу я приготовила для вас тесты и вопросы. В виде дополнения к плану даю вам схему развития животного мира. Выучите ее наизусть, как считалочку: «На золотом крыльце сидели: Корнежгутиковые, Инфузории, Споровики; Губки, Кишечнополостные и т.д.» Уточняющие вопросы можно задавать мне в Форуме. По завершении раздела определите до отряда всех героев, упомянутых в сказках Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Телефон». Не переходите к следующему разделу, пока четко не будете знать, что такое ПАРТЕНОГЕНЕЗ – это один из любимых терминов составителей экзаменационных материалов.

Желаю успехов, ваша Наталья Павловна.

 

План изучения зоологии

Модуль 1 Подцарство Одноклеточные

Модуль 2 тип Кишечнополостные

Модуль 3 Черви

Модуль 4 тип Моллюски

Модуль 5 тип Членистоногие

Модуль 6 тип Хордовые

Модуль 1. Подцарство Одноклеточные

Характеристика одноклеточных. Классификация одноклеточных.

Тип Корнежгутиковые
Общая характеристика типа. Особенности строения и физиологических процессов амебы обыкновенной и эвглены зеленой.

Тип Инфузории (Ресничные)
Особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки как наиболее высокоорганизованного представителя одноклеточных. Значение простейших.

Тип Споровики (Апикомплексы)
Особенности строения и жизнедеятельности малярийного плазмодия. Меры борьбы с малярией.

Модуль 2. Тип Кишечнополостные

Подцарство Многоклеточные. Теории происхождения многоклеточных. Классификация. Каждый тип первоначально характеризуйте по количеству слоев (двухслойные-трехслойные), по типу симметрии (лучевая, билатеральная, асимметрия), по особенности эмбриогенеза (первичноротые-вторичноротые), полость тела (отсутствие, первичная, вторичная, смешанная) Тип Губки: общая характеристика губок как первых многоклеточных животных. Образ жизни и значение губок.

Общая характеристика кишечнополостных на примере пресноводной гидры. Строение энтодермы и эктодермы. Особенности образа жизни и размножения гидры. Многообразие кишечнополостных: медузы, коралловые полипы, «Отшельник и Роза»

Модуль 3. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви

Общие признаки, характеризующие всех червей. Далее предлагаю рассматривать эти типы параллельно, заполняя таблицу. Отдельно нарисуйте циклы развития паразитических червей (печеночного сосальщика, бычьего цепня, аскариды), а также особенности размножения дождевого червя

 

тип Плоские черви

тип Круглые черви

тип Кольчатые черви

Покровы

 

 

 

Полость тела

 

 

 

Регенерация

 

 

 

Пищеварительная система

 

 

 

Дыхательная система

 

 

 

Кровеносная система

 

 

 

Выделительная система

 

 

 

Нервная и органы чувств

 

 

 

Размножение и развитие

 

 

 

Многообразие

 

 

 

Модуль 4. Тип Моллюски

Общая характеристика типа. Особенности строения и физиологических процессов брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Многообразие моллюсков, роль в биоценозах.

Модуль 5. Тип Членистоногие

Общая характеристика типа. Основные черты организации членистоногих, приспособленность к различным средам обитания. Далее предлагаю материал систематизировать снова в виде таблицы:

 

класс Ракообразные

класс Паукообразные

класс Насекомые

Отделы тела

 

 

 

Усики

 

 

 

Глаза

 

 

 

Ходильные ноги

 

 

 

Крылья

 

 

 

Пищеварительная система

 

 

 

Дыхательная система

 

 

 

Кровеносная система

 

 

 

Выделительная система

 

 

 

Нервная и органы чувств

 

 

 

Размножение и развитие

 

 

 

Характеристика основных отрядов насекомых с полным превращением (Жесткокрылые, Чешуекрылые, Перепончатокрылые, Двукрылые) и неполным превращением (Полужесткокрылые, Прямокрылые). Партеногенез.

Модуль 6. Тип Хордовые

Общая характеристика типа. Классификация.

Особенности подтипа бесчерепные на примере ланцетника. Внешнее и внутреннее строение ланцетника.

Рыбы. Особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде. Внутреннее строение рыб, приспособления к водному образу жизни. Особенности класса Хрящевые рыбы. Многообразие Костных рыб.

Земноводные. Особенности внешнего строения Земноводных как первых животных, вышедших на сушу. Особенности внутреннего строения. Размножение и развитие амфибий. Метаморфоз. Многообразие Земноводных.

Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Размножение и развитие пресмыкающихся. Формирование зародышевых оболочек. Многообразие.

Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом. Происхождение птиц. Многообразие птиц.

Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Особенности пищеварения жвачных животных. Значение развития коры в формировании сложного поведения млекопитающих. Особенности размножения и развития млекопитающих. Отряды млекопитающих.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.