Сайт учителя биологии

Дорогие мои ученики!

Предлагаю вам путеводитель по завершающему разделу - Экологии. Для меня он  – лирика биологии. Большая часть материала вошла в нашу жизнь в виде фольклора, басен, стихов. Классический пример пастбищной пищевой цепи вы напевали в детском саду. Вспомните: в траве сидел кузнечик. Продуцент «трава» всегда стоит на первом месте, «он ел одну лишь травку» - показатель консумента I порядка, «но вот пришла лягушка», понятно, что консумент II порядка, т.к. «съела кузнеца».

Обратите особое внимание на экологические пирамиды и антропогенные факторы. Я считаю, что на вопросы этого раздела ответит любой человек, обладающий хорошей логикой и не выключивший свою внимательность! Предупреждаю, что именно в этой области наибольшее количество «ляпов», после которых ребята кричат: Господи, какая тупая ошибка, я же это знал(а)! Будьте бдительны, даже если вас спросили: «А не травка ли является первым звеном цепи питания?» (вроде бы, все ясно, как день, НО бывают ведь ещё и детритные цепи, будь они неладны!)

Пользуясь этим планом, составьте конспект, ответьте на тестовые и открытые вопросы, которые я для вас приготовила. Я желаю вам успехов, друзья мои! С уважением, Наталья Павловна.

Модуль 1. Экология популяций

Экология – наука о взаимодействии организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Абиотические факторы. Приспособленность организмов к: свету (фотопериодизм), температуре, влажности. Биотические факторы: конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм, симбиоз (мутуализм). Законы действия экологических факторов среды на популяции: закон оптимума, закон лимитирующего фактора, взаимодействие факторов. Основные экологические характеристики популяции: численность, плотность, динамика, рождаемость, смертность. Механизмы регуляции численности:внутривидовые и межвидовые.

Модуль 2. Экосистема

Понятие экосистемы, ее компоненты (продуценты, консументы, редуценты). Биоценоз (биогеоценоз). Цепи питания (пастбищные, детритные). Понятие экологической ниши. Круговорот веществ в экосистеме. Поток энергии, правило экологических пирамид. Пирамиды энергии, биомассы, чисел. Устойчивость экосистемы. Саморегуляция в экосистемах. Смена сообществ (сукцессии). Признаки устойчивых экосистем (климаксовых): полный круговорот, многообразие видов, длинные цепи, саморегуляция.

Агроценозы, как экосистемы, созданные человеком, их признаки.

Модуль 3. Биосфера

Понятие биосферы. Границы биосферы. Учение о биосфере В. Вернадского о роли живых организмов в преобразовании верхних слоев Земли. Вещество: косное, биокосное, биогенное, живое. Функции живого вещества. Взаимосвязь организмов на планете. Ноосфера. Антропогенное влияние на биосферу. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.