Сайт учителя биологии

Дорогие мои ученики!

Раздел Анатомия традиционно является любимым для большинства абитуриентов. Ведь многие из вас выбрали медицинский вуз, да и как ни крути, речь в разделе идет о Себе Любимом! На мой взгляд, это самый сложный раздел биологии, но есть неоспоримые преимущества: во-первых, «Анатомия для ЕГЭ» - это не то же самое, что анатомия вообще; во-вторых, на экзамене разрешено использовать Легальную Шпаргалку! Зачем запоминать, сколько фаланг имеет каждый палец или какая рН в ротовой полости? Возьми и посчитай или попробуй на вкус свою слюну!

Лучший способ изучения анатомии подсказывает нам… матушка печень! Выделяемая ей желчь эмульгирует жиры на маленькие капельки, которые впоследствии легко расщепляются ферментами поджелудочной железы и усваиваются организмом. Мы с вами точно так же разобьем крупный раздел на раздельчики, а те на еще более мелкие капельки и постепенно усвоим их.

После изучения каждой системы по презентации и учебнику, аккуратно проработайте все термины (к уроку прикреплены словари), выполните тест и задания части С, используйте Тренажер на сайте. Выполнение тестов и заданий должно проходить без использования тетради и учебника, желательно через день после изучения, иначе отработает только кратковременная память. Уточняющие вопросы можно задавать мне в Форуме.

Продвигайтесь по материалу со скоростью протекания крови по капиллярам, а не со скоростью нервного импульса по миелиновому волокну! )))

Название нашего раздела – Анатомия, но он, несомненно, включает в себя физиологию и гигиену человека. Прошу обратить внимание, что термин «анатомия» также применим к растениям и животным – это наука о внутреннем строении любых многоклеточных организмов.

План работы лучше распечатать и держать перед собой, отмечая, что уже понятно и усвоено.

У вас все получится! Успехов! С уважением, Наталья Павловна.

Модуль 1 Ткани человека

Уровни организации живого: тканевой. Понятие ткань. Основные типы тканей человека. Алгоритм изучения: название ткани, особенности клеток, особенности межклеточного вещества, происхождение, расположение в организме, функции, классификация. Эпителиальные ткани, соединительные (опорно-трофические), мышечная ткань. Нервная ткань. Строение нейрона, типы нейронов. Синапс, строение и работа синапса. Рефлекс, рефлекторная дуга. Уровни организации живого: понятие органа, системы органов. Функциональные системы. Организм как единое целое. Регуляция функций.

Модуль 2 Нервная система

Общий план строения нервной системы. Центральная (спинной и головной мозг) и периферическая (нервы, ганглии, корешки). Спинной мозг. Строение белого и серого вещества. Расположение тел различных нейронов. Регуляторная и проводниковая функции спинного мозга.  Головной мозг. Строение отделов головного мозга, расположение нервных центров в них. Большие полушария. Кора больших полушарий, доли коры, ассоциативные зоны. Отделы нервной системы по функционированию: соматический и  вегетативный (автономный). Разделение вегетативного отдела на симпатический и парасимпатический, особенности их строения и функции.

Модуль 3 Эндокринная система

Классификация желез: внешней, внутренней, смешанной секреции. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гуморальная регуляция функций организма. Иерархия желез. Алгоритм изучения железы: название, местоположение, гормон(ы), воздействие, гормональные нарушения – гипо- и гиперфункции. Гипофиз – главная эндокринная железа. Щитовидная железа, надпочечники, тимус. Поджелудочная железа и половые железы  – железы смешанной секреции. Нейро-гуморальная регуляция, ее роль в обеспечении целостности организма.

Модуль 4 Кровь

Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз. Кровь. Значение крови. Количество крови. Состав крови. Плазма, ее состав. Строение и функции форменных элементов. Эритроциты: строение, функция. Группы крови, резус-фактор. Переливание крови. Лейкоциты: строение, функция. Клеточный (фагоцитоз) и гуморальный иммунитет. Виды иммунитета по способу возникновения. Естественный (врожденный и приобретенный и искусственный (активный-вакцина и пассивный-сыворотка) Кровяные пластинки тромбоциты. Свертывание крови – как защитная реакция организма.

Модуль 5 Кровеносная и лимфатическая системы

Общий план строения кровеносной системы: сосуды и сердце. Типы сосудов: артерии, капилляры, вены. Строение сердца: камеры, клапаны. Работа сердца. Сердечный цикл: сокращение предсердий, сокращение желудочков, общее расслабление. Автоматия, водители ритма. Движение крови по сосудам. Круги кровообращения – большой и малый. Давление. График и причина изменения давления крови. Скорость. График и причины изменения скорости крови. Регуляция кровообращения. Лимфатическая система: капилляры, лимфоузлы, протоки, тимус.  Первая помощь при кровотечениях.

Модуль 6 Дыхательная система

Значение внешнего и внутреннего дыхания. Строение органов дыхания: воздухоносные пути и легкие. Особенности строения носовой полости, гортани, трахеи, бронхов. Строение легких. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Спирометр. Остаточный объем. Газообмен в легких и тканях. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

Модуль 7 Пищеварение и обмен веществ

Общий план строения пищеварительной системы: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Строение ротовой полости: язык, зубы. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функционирование желудка. Пищеварение в 12-типерстной кишке. Работа печени и поджелудочной железы. Всасывание питательных веществ. Строение кишечной ворсинки. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Симбиотическое пищеварение. Работы И.П.Павлова. Обмен белков, жиров, углеводов в организме человека. Алгоритм: название, в каких продуктах встречаются, в каких отделах пищеварительного тракта расщепляются, до каких веществ, под действием каких ферментов, какую роль выполняют в организме, до каких веществ распадаются, как удаляются. Регуляция обмена веществ. Витамины. Физиологическая роль витаминов в организме. Авитаминозы. Нормы питания.

Модуль 8 Выделительная система

Общий план строения мочевыделительной системы: почки и мочевыводящие пути. Строение почки: корковый слой и мозговой (пирамидки, малые и большие чашечки, лоханка). Нефрон. Образование первичной и вторичной мочи. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Регуляция функций органов мочевыделительной системы.

Модуль 9 Анализаторы, кожа

Учение И.П. Павлова об анализаторах. Роль воспринимающей, проводящей и анализирующей части. Строение и функции зрительного анализатора. Строение глаза: роговица, радужная со зрачком, хрусталик (аккомодация), стекловидное тело, сетчатка. Сосудистая оболочка и склера. Палочки и колбочки, слепое и желтое пятно. Нарушение зрения: близорукость, дальнозоркость, дальтонизм.

Слуховой анализатор. Восприятие звука. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение среднего уха: барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, мембрана овального окна. Значение слуховой трубы. Внутреннее ухо: строение кортиева органа (улитки), его работа. Вестибулярный аппарат: три полукружных канала и ампула с отолитами. Органы вкуса, обоняния, осязания. Роль анализаторов в осуществлении связи организма с внешней средой.
Строение и функции кожи. Роль эпидермиса, роговые производные кожи. Строение дермы: кожные железы (сальные, потовые), кожные мышцы, волос, кровеносные сосуды, нервные окончания. Подкожная жировая клетчатка. Роль кожи в выделении продуктов обмена и терморегуляции.

Модуль 10 Опорно-двигательная система

Общий план строения одс: скелет и мышечная система. Функции скелета. Состав, строение и типы костей. Соединения костей: неподвижное, полуподвижное, подвижное (суставы) Отделы скелета: череп, осевой (позвоночник, грудная клетка), периферический (пояса и скелеты свободных конечностей). Особенности строения скелета в связи с прямохождением. Нарушения развития скелета: лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие.

Мышечная система человека. Строение мышцы как органа. Работа мышц: скольжение миозина по актиновым нитям, роль Са+2. Утомление мышц. Причины утомления. Теория А.Ухтомского об утомлении нервного центра. Основные группы мышц человека. Первая помощь при нарушении целостности опорно-двигательного аппарата.

Модуль 11 Размножение

Общий план строения половой системы мужчины и женщины. Образование гамет. Оплодотворение. Внутриутробное развитие человека. Плацента. Рождение ребенка. Влияние внешних факторов на развитие ребенка.

Модуль 12 Высшая нервная деятельность человека

Рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Возбуждение и торможение. Внешнее и внутреннее торможение. Сравнение условных и безусловных рефлексов. Механизм образования условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. I и II сигнальные системы. Речь, сознание, мышление, память, эмоции.

 Литература

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 1  Анатомия.- М.: ООО "Издательский дом "Оникс 21 век"", 2002

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1993.

  3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма – М.: изд. Центр «Академия», 1999.

  4. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Т.2. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2017гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.